Внесен проект: Закон РФ о поправке к Конституции РФ

Oct 07, 2013 18:34

352924-6 Президент РФ внес 07.10.13 проект федерального закона «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

ЗАКОН РФ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РФ
О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ
Статья 1
Внести в Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993,
25 декабря), следующие изменения:
1) пункт «о» статьи 71 изложить в следующей редакции:
«о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;»;
2) в статье 83:
а) пункт «е» изложить в следующей редакции:
«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;»;
б) дополнить пунктом «е1» следующего содержания:
«е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;»;
3) в части 1 статьи 102:
а) пункт «ж» изложить в следующей редакции:
«ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;»;
б) пункт «з» изложить в следующей редакции:
«з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;»;
4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:
«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.»;
5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции:
«ГЛАВА 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА»;
6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:
«2. Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.»;
7) статью 126 изложить в следующей редакции:
«Статья 126
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;
8) в статье 127 текст заменить словами «Исключена поправкой к Конституции РФ (Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»).»;
9) статью 128 изложить в следующей редакции:
«Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»;
10) статью 129 изложить в следующей редакции:
«Статья 129
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
3. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.».
Статья 2
1. Настоящий Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона РФ о поправке к Конституции РФ устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
3. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначенные до вступления в силу настоящего Закона РФ о поправке к Конституции РФ, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда РФ, образованного в соответствии с настоящим Законом РФ о поправке к Конституции РФ.
4. Верховный Суд РФ, образованный в соответствии с настоящим Законом РФ о поправке к Конституции РФ, формируется в составе 170 судей.
5. В целях формирования первоначального состава Верховного Суда РФ, образованного в соответствии с настоящим Законом РФ о поправке к Конституции РФ, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ.
Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.
6. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ в переходный период:
1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда РФ;
2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности;
3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.
7. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ после осуществления процедур, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда РФ.
8. Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ, образованного в соответствии с настоящим Законом РФ о поправке к Конституции РФ, при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов - по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.
9. Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ.
10. Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом.

ОБОСНОВАНИЕ
необходимости принятия поправки к Конституции РФ о Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ
В целях совершенствования судебной системы РФ и укрепления ее единства предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким органом мог бы стать Верховный Суд РФ, который также осуществлял бы в предусматриваемых федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.
Представляется, что реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.
Высший Арбитражный Суд РФ как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также как орган, призванный осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики, упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Для осуществления указанных процедур устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.
Новый Верховный Суд РФ формируется в составе 170 судей. В целях формирования его первоначального состава создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ, состоящая из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов РФ из своего состава - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.
Таким образом, кандидаты на должности судей Верховного Суда РФ будут отобраны органом, большинство членов которого составляет судейский корпус, что соответствует международным требованиям, предъявляемым к отбору кандидатов на должности судей.
Коллегия объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда РФ, рассматривает заявления граждан, претендующих на указанные должности, принимает решения о рекомендации кандидатами на указанные должности и представляет кандидатов Президенту РФ для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской
Федерации.
Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов РФ из своего состава - по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.
Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ.
Соответствующие изменения вносятся в статьи 71, 83, 102, 104, 125, 126 и 128 Конституции РФ, а статья 127 исключается.
Одновременно предусматривается внести изменения в статью 129 Конституции РФ (глава 7 «Судебная власть»), которая касается прокуратуры РФ.
Предлагается установить, что заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Прокуроры субъектов РФ, а также иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При этом назначение на должность прокуроров субъектов РФ осуществляется по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Наименование главы 7 предлагается изложить в следующей редакции: «Судебная власть и прокуратура».

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»
Принятие Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».
6. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ».
7. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе РФ».
8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
10. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».
11. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ».
12. Закон РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов РФ».
13. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ).
14. Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в РФ».
15. Федеральный закон от 8 мая 1994 года № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-Ф3).
16. Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
17. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».
18. Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране».
19. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
20. Бюджетный кодекс РФ.
21. Федеральный закон от 10 февраля 1999 года № ЗО-ФЗ «О финансировании судов РФ».
22. Федеральный закон от 14 марта 2002 года № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ».
23. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
24. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ».
25. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
26. Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».
27. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
28. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ»
Previous post Next post
Up