Здрасьте. Сегодня будет Шут.

Jul 17, 2013 21:09



Сейчас я вам опять мозг вынесу на ночь глядя, хотите? И не просто так, а с документальными доказательствами))) Народ, ну вот честно, смотрю я на то, что переписывается из книги в книгу и понимаю, что порой читаю я одну и ту же писанину, только пересказанную другими словами, и вижу  одни и те же ошибки, один и тот же взгляд, а этта...доказательства где? Где объяснения того, о чем народ пишет, окоромя Древа  Жизни? И наспех прочитанных мифов?

В общем, поехали, подкину вам  задачку антиресную.

Известно, что Уэйт вместе с Памелой  Смит использовали в колоде смешение образов, которые брались из трудов  Элифаса Леви, а также Жана-Батиста Питуа, более известного нам  как Поль Кристан.  Также, на сколько известно, Уэйт активненько так пользовался  знаниями Ордена Золотой Зари. Но это старшие арканы колоды. А вот младшие арканы - так  там настоящий винегрет из колоды Эттейлы, из Книги Золотой Зари,  из старейшей сохранившейся в полном составе колоды Sola Busca, напечатанной в 15 веке и, конечно же, образов собственной фантазии. Или не на фантазии? Или все было строго предусмотрено?


карты  из колоды Sola Busca
Давайте посмотрим внимательно на карту Шута. Было известно, что Уэйт, точно также, как Кроули и Кейс, пользовался "Книгой Т"  Мазерса, для составления колоды, так вот, колоды могли быть абсолютно ничем не похожи друг на друга, а общий смысл  в карте был, по сути, одинаков, и этот смысл каждый зашифровывал как мог. Получалось что-то вроде "торт по вкусу одинаковый, а названия разные, от "Венеры в мехах на Ривер-Драйв де ля ку-ку" до "Рецептика бабушкиного кексика к празднику доблестных строителей казахстано-китайского азиатского газопровода"



Вернемся к нашему Шуту. Совершенно случайным образом мне однажды попалось на глаза описание скульптуры  Аполлона Бельведерского, которая находится в Ватикане, в одном из зданий музея:

"Статуя изображает Аполлона, красивого юного древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, который изображен так, будто он только что выстрелил из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. Она была найдена в развалинах виллы Нерона в Антии (совр. Анцио) ок. 1500."


Оппа, подумала я, потому что в этот момент мироздание услужливо подсунуло пред мои очи карту Шута... Если мы поставим рядом скульптуру Аполлона и карту Шута из колоды Уэйта,- подумалось мне вдруг, -  то увидим невероятную схожесть, которая, между тем, тщательно замаскирована.  В одну руку  Шуту дали посох, который он положил себе на плечо, а в другой он зажал вместо тетивы лука цветок.


Ага, значит, очень даже вероятно, что этот шут - есть Аполлон, тем более, что  в подтверждение бОльшую площадь карты заливает солнечный свет, а также детально прорисовано само солнце и его лучи.
В мифологии Древней Греции Аполлон - это златокудрый, сребролукий бог. Это охранитель стад, света, наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов. Аполлон олицетворял Солнце.


Но тут у меня приключился ступор, потому как совершенно было не понятно  при чем тут белая собака к Апооллону-то? И выяснилось, что вот с нею, как раз,  похоже, происходит некоторая неувязка в трактовке... Обратите внимание на то, что в колоде на карте под номером два Жрица держит в руках свиток, на котором довольно разборчиво написано слово Тора.



Если вы помните,  Тора - это Пятикнижие, записанное Мошу Рабейну на горе Синай, то есть Письменная Тора (Тора Ше-Биктав). Другими словами,-  это свиток, на котором записан текст Торы, который хранится в синагоге в специально отведенном месте (Арон а-Кодеш), в доме который построил Джек.  Письменная Тора представляет собой своего рода «конституцию» еврейского народа. Уважаемые, внимание. ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

А теперь вернемся к символу "белая собака". Вынуждена вас удивить, но в религиозном мире иудеи и мусульмане считали собаку нечистым животным, олицетворением жадности, низости и угодливости. Так какого хрена, простите мой французский, собака делает на карте? Откуда приписываемые символике собаки, пусть даже и белого цвета, по этой карте верность и дружелюбие?( народ, это я к тому, что вот эта привычка прорабатывать карты, используя , как по накатанной, только символику из справочников символов + восприятие  цвета - дурная привычка, штамповочная, въевшаяся в корень)

Однако, я совершенно не случайно начала свой разговор  с того, что привела вам в пример невероятно похожее на нашего Шута изображение Аполлона Бельведерского.  И здесь нужно сказать, что именно в  античной Греции символ собаки  принадлежал философам-киникам (от греч. «куоп» - «собака»). Основатель школы Антисфен Афинский (ок. 445 - 360 гг. до н. э.), который учил в гимнасии, называвшемся Киносаргом (“Белая собака”), развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

К числу наиболее существенных жизненных принципов, распространяемых киниками, относится практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу. Другой жизненный принцип - ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами. Третий принцип заключается в стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян.

Алле, гараж! Вот откуда этот Шут и эта белая собака!
В античности внешняя, «знаковая» сторона человеческого поведения значила не меньше, чем в наше время. И в древности «по одежке встречали»… Семиотический подход позволяет глубже понять зависимость «формы жизни» от ее внутреннего содержания. Часто «система» древней философии заключалась в «образе» мудреца, в его костюме, манере держаться, стиле речи и т. п. У киников эта сторона дела приобрела демонстративный, явный характер. Антисфен первый присвоил себе предметы и одежду, характерные для раба и трудящегося свободного бедняка, как отличительные признаки, insignia, созданной им кинической школы. К ним относились: рабочий короткий плащ(трибон), нищенская сума, котомка бродяги (pera) и посох странника или «дубинка Геракла» (baktron). Хе-хе. Ничего не напомнило?

На голове у Шута есть типичная шапочка  с пером, похожим на страусиное. Такая шапочка была ярким атрибутом пилигримов, то есть, путешественников, она защищала голову от солнца, в том числе и киников, которых носило вечно где-то.
Но вот парадокс, мы привыкли, что по древнеегипетской традиции страусиное перо - символ богини Маат ( по крайней мере, Бог мой, я же вижу на каждом шагу, в форумах и блогах, этому символу в этой карте прописывается то, что находится на симболариуме)))), но, как я уже говорила, в системе, которую  закодировал в своей колоде Уэйт, нет египетских символов, здесь используются символы Древней Греции. А в Греции  эти перья были символом богатства и высокого положения своих владельцев.

Но ярко-красный цвет - это марсовый цвет, война, агрессия, вот тут-то мы и находим еще одно подтверждение новой теории: зеленая шапочка - мысли  путешественника имеют развитие, а перо символизирует враждебность к богатству и высокому статусу в обществе, которую  как раз и несли в массы киники.

Киник ведет деятельную и подвижническую жизнь, направленную на то, чтобы продемонстрировать людям, как неправильно они живут. Легендарный киник Диоген Синопский прославил себя многими причудами. Он “средь бела дня” с зажженной лампой или, как говорят, “днем с огнем” ищет, бродя по многолюдным улицам, хорошего человека, плюет в лицо богатого хозяина, пригласившего его в дом с красивым полом и многочисленными ценными вещами и произведениями искусства, объясняя это тем, что худшего места, куда можно плюнуть, кроме лица хозяина, в доме нет.

Киники, как анархисты древности, отвергали государство и другие политические институты, считали ненужной обузой семью и собственность и т.д. Готовые довольствоваться малым, они стремились к максимальной независимости от общества. Но ниже, когда мы будем более подробно разбирать  психологический портрет человека, который отражает карта Шут, я вам еще разок напомню об этом символе.

Но почему же  тогда символ киников нарисован непосредственно рядом с человеком, который, как мы уже решили с вами, является Аполлоном? Или же, давайте поставим вопрос иначе: "Почему именно Аполлон изображен на карте Шута в виде кинического философа?

Дело в том, что одним из богов, кто непосредственно  связан с собакой - это Аполлон (по другой версии «Киносарг» значит «белый пес», а белый - это цвет Аполлона). Нельзя не заметить, что Аполлон имеет прямое отношение к философии, будучи богом охранителем стад, света, наук и искусств, дорог и путников. Киники хотели освободиться от религиозных представлений и все-таки не могли сделать этого полностью. Раз их жизнь была связана с дорогами, с философией (и наука, и искусство) и с познанием (которое всегда ассоциировалось со светом) они обращались к аполлонической символике.

По этому поводу Александром Бабенковым, который изучал зооморфему "белая обака" у киников, была   придумана  гипотеза. Суть в том, что Аполлон - пастух и охранитель стад, а также основатель и строитель городов, покровитель племен. У всякого пастуха должны быть собаки, помогающие ему управлять стадом. Вероятно  киники использовали образ собаки, чтобы показать такой статус - дескать, он служитель Аполлона, помогающий вести людей (например, жителей родного полиса) в правильном направлении. Иными словами, киники были ориентированы на других людей и потому задолго до христианства видели в этой массе своего рода паству, стадо. Однако киник представлял себя не пастухом (ведущим), а именно собакой, которая лает и кусает, гонит стадо подальше от неприятностей.

Лично мне, после изучения жизнеописаний киников, а, следом, и после длительного и трудоемкого поиска логической цепочки всех символов на этой карте, пришла в голову мысль о том, что киники во главе со своим богом Аполлоном были ярким прообразом Моисея, водившего свой народ по пустыне 40 лет.

А теперь я хочу, наконец, вернуться к тому самому символу, который мы рассмотрели несколько ранее. "Белая собака", которая, вероятнее всего, как раз и является в колоде символом киников. Как вы помните, концепция кинической добродетели сводится  к таким положениям:

  • Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
  • Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.

Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) - и проверка данного образа жизни на себе.
Исходя из общей философии киников, можно вывести характерные ключевые фразы  для карты Шут:

  • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
  • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
  • отсутствие постоянного места жительства, скитания;
  • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • предпочтение; отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
  • восхваление физической и духовной бедности;
  • крайний аскетизм;
  • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
  • непризнание авторитетов;
  • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
  • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
  • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
  • отсутствие привязанности к семье семьи, игнорирование  государства и законов, презрение морали, богатства;
  • концепция внимания на пороках общества; худших человеческих чертах;
  • радикализм, парадоксальность, скандальность.

Однако, почему же вдруг именно образ философа был выбран для карты под названием "Шут" или "Дурак"? Пришло время обратить внимание на одного  из самых известных киников, имя которого сохранилось в истории и до наших дней, о Диогене Синопском.

Популярность Диогена  основана на его бескомпромиссном вольнолюбии, правдоискательстве, свободе слова, несгибаемой воле, грубом и едком остроумии, аскетическом образе жизни и поразительной самобытности, вызвавших к жизни легенды и анекдоты, передававшиеся устно и письменно. Диоген не оставил систематического свода своей философии, еще в древности он превратился в легенду, фигуру из мифологии, «небесную собаку».

Вокруг его имени скапливались хрии, апофтегмы, меткие слова, удивительные истории, сделавшие из него народного героя, фольклорного мудреца и пророка, который, несмотря на свою нищету и старческую немощь, отважнее всех сильных мира бросал в этот мир слова правды и осуждения зла. Порой молва выдавала Диогена за «городского сумасшедшего», шута, фольклорного трикстера, обманщика, плута и насмешника, героя анекдотов.

Вот, собсна)))...

Райдер-Уэйт, таро, шут

Previous post Next post
Up