Интердикция - высшая форма торможения в деятельности ЦНС позвоночных. Интердикция никак не связана с обычным физиологическим механизмом положительного или отрицательного подкрепления и изначально может рассматриваться, как "сбой" этого механизма. Интердикция образует фундамент, только на основе которого возможен переход от первой сигнальной системы (безусловные и условные рефлексы) ко второй - человеческой речи.
Что произошло с интердикцией, когда она была "утилизирована" троглодитами? Ясно, что она сама не могла при этом не измениться. Поршнев отмечает только, что провоцирующий имитацию неадекватный рефлекс у троглодита "оторвался от обязательной зависимости от ультрапарадоксального состояния", т.е. "неадекватное" поведение троглодита, служащее для объектов его воздействия интердиктивным сигналом, для него самого было вполне "адекватное". Это как бы понятно само собой, иначе просто нельзя было бы говорить об "утилизации".
То, что интердикцию освоили и сделали своей родовой особенностью именно троглодиты, несомненно, связано с их экологической нишей. Падальщик, вообще, неадекватен с точки зрения других животных: как хищников, так и их жертв. Хищник активно реагирует хищным поведением именно на то поведение, которое характерно для его жертвы, иначе его рефлекс хищника просто не включится (об этом уже писал
dgies). И жертва прячется и убегает только от того, чье поведение она рассматривает как хищное. Поэтому в самом по себе факте симбиотических отношений троглодитов с другими животными видами ничего удивительного нет. Как и в том, что не пошли отношения с гиенами - конкурентами по экологической нише. Но освоили интердикцию, все-таки, не гиены. И вот здесь важно то, что троглодиты - приматы, т.е. принадлежали к отряду млекопитающих, обладающему наиболее развитым имитативным рефлексом.
Ранее уже было
показано, как интердикция создает субъективность, некоторое "информационное пространство". Раз уж пришлось заговорить об информации, требуется пояснить, что я понимаю под этим термином. Информация - то же, что и отражение (всеобщее свойство материи - по Ленину), но рассмотренное с количественной стороны. Отражение, это - процесс любого взаимодействия двух объектов (поэтому сугубо объективный). Если объекты хоть как-то между собой взаимодействуют, то они отражают друг друга. На основе изучения одного объекта можно утверждать существование другого. Информация - тот же самый процесс, но разложенный на единицы. Минимальная различимость двух объектов (различимость по какому-то одному признаку) равна одному биту информации. Если объекты не различимы, то они суть один объект. Информация, таким образом, тоже сугубо объективна и сама по себе вовсе не предполагает кого-то, до чьего сведения она должна доводиться, т.е. субъекта. Любое взаимодействие предполагает обмен информацией.
Об информационном назначении нервной ткани я уже когда-то
писал. Тогда же уже писал, что "с появлением и развитием форм биологической жизни отражение все более становится активным процессом. Существование белковых тел слишком неустойчиво, органическая материя слишком зависит от агрессивной среды, чтобы в обмене информацией с ней полагаться на случайность, поэтому совершенствование информационного взаимодействия организма со средой можно считать магистральным направлением эволюции живой природы".
Активность информационного взаимодействия организмов со средой связана обратной связью с реактивностью, как свойством живого вещества, и направлена на торможение этой реактивности (ср. с началом 5-й главы книги Поршнева "О начале..."). "Нервное возбуждение - это тоже простая реактивность, хотя на очень специальном и сложном химико-физическом субстрате", а интердикция, как уже было сказано, есть высшая форма торможения в деятельности ЦНС позвоночных. И она же является подножием, на котором вырастает новая (вторая) сигнальная система, новая форма информационного взаимодействия, связанная с развитием субъективности. Отражение, как процесс взаимодействия объектов, с этого момента впервые само становится объектом отражения.
Правда, в полной мере субъект проявится не сразу и еще не скоро, долгое время оставаясь скрытым от самого себя. Объективно субъект уже будет (он появится вместе с суггестией), но субъективно себя ощущать самостоятельным субъектом не будет, оставаясь растворенным в социуме - историческом субъекте.