Feb 05, 2012 12:37
Поршнев пишет об интердиктивной функции первого слова. Каким бы не было первое слово человеческого детеныша (у значительной части это "мама", но может быть и "папа", "дай", "низя", "кися", "бум"... что угодно), оно всегда обозначает одно и то же, т.е. это всегда одно и то же слово. А обозначает оно невозможность что-то получить, отсутствие чего-то, во взрослой речи передаваемое словом "нет", но (это важно!) не тем словом "нет", которое противоположно слову "да", а тем "нет", которое противоположно "есть". Механика тут, как правило, такая: ребенок тянется к чему-то, взрослые ему это что-то ощутить не позволяют и произносят при этом слово, которое ребенок повторяет. Это слово закрепляется у него, в качестве интердиктивного сигнала, который он с этой минуты будет издавать всякий раз, испытывая лишение в чем-то необходимом. Кстати, первым словом вполне может оказаться и собственно слово "нет".
есть - нет
Теперь такая логическая выкладка:
есть А - нет А
есть Б - нет Б
есть В - нет В
... и т.д.
В правом столбике отсутствия А, Б, В... "материально" совершенно идентичны друг другу. Отсутствие - пустое место, оно всегда равно самому себе, что бы на этом месте ни отсутствовало. Таким образом, отсутствие нам можно представить как посредника между двумя абсолютно любыми предметами. Но (!) в то же самое время: если нам вдруг необходимо именно А, то сможет ли нам заменить его Б? В этом смысле отсутствия совсем не равны друг другу: "нет А" совсем не то же, что "нет Б". Их нет в объективной реальности, они неощутимы, но они различимы между собой и, стало быть, есть информационно.
Именно такое активное, деятельное отсутствие в палеопсихологии называется интердикцией; отсутствие как особое действие. Прежде чем начать ощущать предметы в их разнообразии, а вместе с ними объективную реальность мира, человек начинает ощущать отсутствие необходимых ему вещей. О сознании здесь речь, конечно же, еще не идет, до него с этого места пока еще очень далеко.
Поршнев,
палеопсихология,
физиология высшей нервной деятельности