В продолжение начатого ранее (
здесь и
здесь).
Познание по Поршневу есть "дезабсурдизация" абсурда. Логика - отрицание абсурда. Отрицание, но еще не снятие, не отрицание отрицания. Абсурд сохраняется как иррациональное общее основание, на которое только и может опираться рациональное мышление, от которого оно отталкивается, но от которого не в состоянии оторваться, как не в состоянии контрсуггестия оторваться от суггестии, как не в состоянии личность оторваться от общества, как не в состоянии мышление оторваться от слова, которое ведь и являет собой пример абсурда - тождества нетождественных предметов (слова и вещи). Мыслим мы словами о вещах, которые никак не связаны с теми словами, которыми мы о них мыслим.
"Следующий, еще более высокий уровень разума" по Поршневу начнется, "если будет научно доказана однократность объекта познания, в частности человеческой истории". Собственно, его
книга именно этому доказательству и посвящена, хотя сам автор рассматривал ее как возложение ноги на порог, не более. Но для того, кто ее прочитал и понял, однократность человеческой истории становится очевидной, ему, скорее, потребовалось бы доказательство наличия возможности для ее неоднократности. Перешел ли он на новый уровень разума? Нет, конечно. Во-первых, потому что такой переход не может быть индивидуальным. Во-вторых, потому что переход - действие, а не состояние.