Февраль. И плакать

Feb 11, 2015 11:00

Вчера было 10 февраля. 125 лет назад родился Борис Леонидович Пастернак - гениальный поэт, переводчик милостью Божией, лауреат Нобелевской премии, присуждённой и невручённой ему за прозаический роман... И все любители поэзии хором вспоминали и шёпотом скандировали своё самое-самое про февраль и чернила. И про цветы герани. И про тёмный терем. И про тысячу биноклей. И про два башмачка. И ещё. И ещё. И это было хорошо.

Вчера было 10 февраля, а сегодня 11. Отчего это мы отстали и решили написать о Пастернаке с опозданием на день? Да вот не хотелось омрачать поэту и его поклонникам праздник. А написать - хотелось. Потому что именно с Борисом Леонидовичем творятся в Рунете зловещие и незаслуженные метаморфозы.


Давайте мы вам ошеломляюще расширим поэтический кругозор и познакомим вас с новооткрытыми стихами Пастернака. Отчего-то эти стихи неизвестны биографам и ценителям, зато - парадокс - известны миллиону простых читателей. Может, даже и не одному миллиону.

Так любить, чтоб замирало сердце,
Чтобы каждый вздох - как в первый раз,
Чтоб душою только отогреться
У огня любимых, милых глаз.
Так любить, чтоб за минуту счастья
Можно было жизнь свою отдать,
Чтобы, несмотря на все ненастья,
Все равно надеяться и ждать...

Тут у вас, наверное, возникли вопросы или вырвались междометия? Подождите. Почитайте ещё.

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз...

Вероятно, тут у вас, уважаемые просвещённые читатели, возникшие было вопросы сникли. Ещё немного терпения.

А хочешь, подарю тебе звезду,
Которая зажглась в зените лета,
И не уходит даже на рассвете,
Неся покой, тепло и красоту...
Лови! Я ею тоже обогрета...

Не понимаете, в какой это момент лирический герой Пастернака успел перевоплотиться в лирическую героиню? Множим сенсационные находки:

Чем старше Женщина -
тем больше преимуществ.
Она мудрей, хитрее и нежней.
И чётче знает, кто ей в жизни нужен,
И юной деве не сравниться с ней!..

И посылка этой баллады:

Нас всех друг другу посылает Бог.
На горе иль на радость - неизвестно,
Пока не проживем цикличный срок,
Пока мы не ответим свой урок
И не сдадим экзамен жизни честно...

Дальнейшее - молчанье. Хотя не факт. В дальних углах интернета могло притаиться и больше неизвестных шедевров.

Пруфлинки: раз, два, три, четыре, пять. Более 8 тысяч результатов.

Караул! Да ведь у выходящих сейчас на бумаге поэтических сборников тиражи меньше, чем «тиражи» этих недоразумений!

Как так получается, что именем Пастернака подписано столько сомнительных во всех смыслах стихов? Откуда он берётся, этот ползучий хаос? Есть откуда. Приглядимся поближе только к одному из источников расползания - вконтактовской странице «Лучшие стихи великих поэтов». У страницы набрана нешуточная 2,5-миллионная аудитория: воистину у нас в стране любят и ценят поэтическое слово. На стене появляется несколько десятков записей в день - это полные тексты и отрывки стихотворений, часто с грубыми ошибками, опечатками, необозначенными пропусками. Но ладно бы опечатки, есть проблема и посерьёзнее - искажение авторства: имена известных поэтов ставятся под стихами... мягко говоря, очищенными от малейших литературных достоинств. Некоторые из процитированных «стихотворений Пастернака» публиковались в группе многократно, каждый раз собирая тысячу-другую сердечек и несколько сотен перепостов. Подписчики страницы не замечают обмана и некритично принимают на веру все материалы, размещаемые администрацией. А между тем группа является частью откровенно коммерциализированной «сети сообществ», организаторы которой зарабатывают на рекламе, в том числе на публикации любых текстов и изображений. Это бизнес: любой графоман может стать «Пастернаком», уплатив вполне посильную сумму. Всего лишь 3500 рублей, и ваш текст начинает неостановимое шествие по интернету, подписанный именем великого классика.

Из таких соцсетевых групп подложная «пастернакипь» разбегается по другим социальным сетям, перекочёвывает в блоги и форумы, а оттуда уже недалеко и до непрофессионально составленных сетевых антологий. К этому времени имя автора накрепко привязано к тексту в поисковой выдаче, и всякий желающий может его нагуглить и прояндексировать. Запустить такую фикцию в интернет легко, а вот остановить её распространение и отделить подпись от текста - всё, невозможно. Вполне добросовестные авторы, вдруг проснувшиеся «Пастернаками», и даже биографы поэта пытались бороться с этим явлением - но нет у вас методов против Кости Сапрыкина.

Впрочем, непрошеные прибавления к литературному наследству достаются не только Б.Л.: ненамного отстают от него Омар Хайям и Марина Цветаева. Персидский поэт XI века отдувается в Рунете за всех сочинителей рифмованных (и даже нерифмованных) афоризмов. Именем многогранной Цветаевой удобно подписывать женские стихи. Истолковать пристрастие графоманов или невежд к имени Пастернака сложнее. Неясно, чем он так привлёк первых «переатрибутчиков», но сейчас приписывание ему сомнительных текстов, похоже, уже стало негласной традицией.

Возможно, вы заметили, что все стихотворения «Пастернака», вернее «Пастернаков», отличает тяготение к типичным женским темам, а часть явно написана женщинами. Что вполне объяснимо. «...Поэзия воспринимается как женская сфера, область интенсивных чувств. Мужское, маскулинное поэзией сегодня не маркируется: о поэтах говорят девушки, а вот юношам такое чтение не по душе», - сообщает нам исследователь молодёжного чтения в интернете. Когда автор-женщина берёт для творчества мужское имя, эта разновидность псевдонима называется псевдоандронимом. А для явления, которое мы фиксируем и описываем, даже и термина не придумано. Возможно, будущие исследователи нарекут его пастернаконимией - хотя людей, по-настоящему любящих поэта, это вряд ли порадует.

А ведь не секрет, что в интернете родители и педагоги ищут стихи для детсадовских праздников и школьной домашки, что найденными в сети текстами работники культуры оформляют настенные плакаты и компьютерные презентации. И вот уже строчки амбициозных «пастернаконимов» попадают на открытки и цитируются в смсках. Нечувствительно переползают в реальную жизнь. Обрастают плотью. Укореняются. И останавливается это расползание... только у порога издательства и библиотеки. Только там, где создаются и хранятся вычитанные и выверенные бумажные книги, от прижизненных изданий до академических собраний сочинений. Там пока ещё пролегает рубеж. Пока.

В общем, друзья, давайте ронять слова, давайте читать стихи. Себе, ближним и малым сим. И читать их традиционным способом - по бумажному томику, потому что лучшей формы для сбережения рифмованных строчек, увы, до сих не придумали. А беречь их есть от кого.






Наш отдел библиографии, прочитав, попросил добавить сюда позитивной и полезной информации. Действительно, нужен какой-то противовес. Добавляем, вот. Биография Пастернака прекрасно отражена, глубоко проанализирована и обстоятельно прокомментирована в капитальной работе Д.Л.Быкова «Пастернак», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (в 2012 году появилось 12-е переиздание). Из современных работ можно порекомендовать биографические этюды о Борисе Пастернаке В.Г.Смолицкого «Я жил в те дни...» (М.: Звезда и Крест, 2012. 162 с. : ил.); роман М.Ю.Елизарова «Pasternak» (3-е изд. М.: Ad Marginem, 2012. 302, [1] с.); книгу Л.С.Флейшмана «Борис Пастернак и Нобелевская премия» (М.: Азбуковник, 2013. 639 с., [16] л. ил., портр.); сборник «Воспоминания о Борисе Пастернаке», подготовленный невесткой поэта Е.В.Пастернак и литературоведом М.И.Фейнберг-Самойловой  (М.: Слово, 1993. 749, [1] с. : ил.). Эти и другие книги есть в фондах нашей библиотеки.
В 2000 году учреждена «Независимая поэтическая премия имени Бориса Пастернака». Её лауреатами стали поэт Олег Чухонцев, писатель Юрий Арабов, учёный-филолог Вячеслав Вс. Иванов. Подробнее о премии можно узнать в нашем онлайн-справочнике «Литературные премии России».

списки литературы, инфогигиена, дискуссия у нас тут началась

Previous post Next post
Up