Сегодняшняя книга приурочена ко дню рождения Бориса Стругацкого (15 апреля 1933 года).
В кругу облаков высоко Чернокрылый воробей Трепеща и одиноко Парит быстро над землёй. Он летит ночной порой, Лунным светом освещённый, И, ничем не удручённый, Всё он видит под собой. Гордый, хищный, разъярённый И летая, словно тень, Глаза светятся как день.
Строки про чернокрылого воробья из романа «Понедельник начинается в субботу» похожи на шлягер, назойливо крутящийся в голове. Братья Стругацкие поневоле обессмертили анонимного автора. И название книги, откуда они взяли стих: «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» - оказалось пророческим, кто поспорит с тем, что «Понедельник» повлиял на всё перечисленное?
Во второй части «стиха № 2» вслед за воробьём появляется ястреб жадный, а сам стих написавший его больной противопоставляет стиху № 1 «о коборде». Вот тут люди гадали и не догадались, что за коборда, между тем разгадка проста - в пояснительном тексте к стихотворению, довольно бессвязном, упоминается «битва русских с кабардинцами», из чего понятно, что загадочная «коборда» - Кабарда, название территории, государства или народа. Существовал ещё «стих № 7» и, возможно, стихи с 3-го по 6-й, но автор исследования их не приводит.
Душевнобольные творят по тем же законам, как и здоровые люди, а потому наблюдение творческого процесса у постели больного, наблюдение самого творца и изучение его самого и творчества ему присущего может способствовать освещению темных недр творческого процесса вообще. Творчество душевнобольных, как было сказано выше, дает возможность лечащему врачу наблюдать больного в эти моменты и входить с ним в более интимную духовную связь, способствующую глубокому проникновению в недра психического механизма творческого процесса (с. 6). Написавший эту книгу российский психиатр Павел Иванович Карпов собирал и изучал творчество душевнобольных и заключённых. Среди пациентов, которых он наблюдал, был и гениальный Михаил Врубель. В коллекции Карпова насчитывалось несколько тысяч рисунков, рукописей, ручных поделок, созданных обитателями психиатрических лечебниц. Коллекция исчезла, и владелец её исчез, следы его потерялись в 1930-е годы. А стихотворение безумца бедного надолго или, может быть, навсегда осталось в русской культуре.