В сегодняшнем выпуске хотелось бы обратить внимание на дневники спутницы Николая и Елены Рерихов, посвящённые их путешествиям в 1920-е годы, в том числе приезду в Россию. Возможно, после изучения этого текста прояснится история с продажей картин по поручению большевиков. Далее примечательны издания Барбары Такман и Нассима Талеба; труд о социальной защищённости русских воинов начиная с Х века; популярная квантовая биология и антропология - их предлагают изучить любознательному читателю издательства «Питер» и «Альпина Нон-фикшн»; история вирусологии, которая должна стать полезным чтением и для сторонников прививок и для антипрививочников (большой фрагмент выложен ниже); химия средствами инфографики и экономика языком диаграмм; сборник работ, в котором рассмотрена российская «каторга и ссылка, куда раз в год одна посылка». И, наконец, снова Бакст. Предыдущий фолиант о Баксте, отмеченный в обзорах, был выпущен Эрмитажем, а теперь ГМИИ прислал не менее внушительный каталог летней московской выставки. Выставка закрылась, смотреть на репродукции собраний Бакста из обеих столиц приходите к нам. Всего в выпуске 55 книг. Спецфонды - отдел изоизданий, Музей книги, отдел рукописей, музыкальный отдел. Филологические науки. Искусствознание:
Лев Бакст =: Léon Bakst: к 150-летию со дня рождения / сост. кат. Джон Э. Боулт, Наталия Автономова и др.; Гос. музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. - Москва: ABCdesign, 2016. - 350, 1 с. ил., портр., цв. ил., портр.; 32 см. - Рез. англ. - Библиогр.: с. 344-350. - ISBN 978-5-4330-0034-6. Издательская аннотация: Издание подготовлено к выставке «Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения» (8 июня - 4 сентября 2016) в Главном здании и Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве. Экспозиция посвящена творчеству одного из самых ярких художников начала XX века Льва Самойловича Бакста (1866-1924), знаменитого прежде всего своими впечатляющими проектами для дягилевских Русских сезонов в Париже и Лондоне. Бакст прославился и как живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов. Иллюстрированное издание включает каталожную часть и статьи российских и зарубежных учёных, освещающие различные аспекты творчества художника. Примеры иллюстраций и содержание книги:
Пробуждение. Панно на тему сказки Ш.Перро «Спящая красавица» для особняка Джеймса де Ротшильда в Лондоне. 1913-1922. Бакст получил заказ в 1913 году, завершив цикл в 1922-м. Всего Бакст исполнил семь панно. В качестве моделей для персонажей «Спящей красавицы» ему позировали члены семьи Ротшильдов, их друзья, прислуга и даже домашние животные:
Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к постановке «Фея кукол». 1903:
Галиссон, наставник Принца. Эскиз костюма к балету «Спящая принцесса». 1922. Для этой постановки Дягилев надеялся привлечь Александра Бенуа, но тот находился в России, поэтому Дягилев пригласил Бакста, который придумал великолепные и пышные декорации и костюмы. К сожалению, роскошное оформление спектакля подорвало финансовые ресурсы Дягилева, что в результате привело к его окончательному разрыву с Бакстом. Тем не менее Дягилев осуществил частичную постановку «Спящей красавицы» (под названием «Свадьба Авроры») в Париже 18 мая 1922 года, но в декорациях и костюмах Александра Бенуа и Наталии Гончаровой:
Платье для парижского Дома моды Пакен. Около 1912:
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн в партии Иштар. 1924. Краткое содержание хореографической поэмы «Иштар»: Возлюбленный прекрасной богини Иштар находится в плену в преисподней. Чтобы добиться его освобождения, Иштар проходит через семь врат ада. Перед каждыми вратами она должна сбрасывать одно из своих покрывал. Наконец, открывая последние, седьмые врата, она снимает последнее покрывало и оказывается обнажённой в темноте тюремной камеры перед своим возлюбленным:
Содержание книги:
Фосдик, Зинаида Григорьевна (1889-1983). Рерихи на пути в Тибет. Дневники Зинаиды Фосдик, 1926-1927 / отв. ред., сост., вступ. ст., примеч. В.А.Росов; пер. с англ. О.В.Альбедиль Москва: Дельфис, печ. 2016. - 292, 3 с. ил., карты, портр.; 21 см. - Указ. - ISBN 978-5-93366-080-4: 500 экз. Из аннотации издательства: Дневники Зинаиды Григорьевны Фосдик (1889-1983) являются уникальным источником сведений о жизни русского художника и путешественника Н.К.Рериха, который после Февральской революции в России вместе с семьёй оказался за рубежом. Путешествуя по миру, он посетил в 1926 г. Москву, Алтай, Монголию и вёл переговоры с видными деятелями советского правительства.[Из предисловия]
Из предисловия: Публикуемые дневниковые записи посвящены путешествию Рерихов в Советскую Россию и Монголию в середине 1920-х годов. Их автор Зинаида Фосдик, известная по первому мужу как Лихтман, оставила потомкам ценнейший документ эпохи. В центре повествования стоит фигура знаменитого русского художника Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и его гуманистическая миссия, связанная с поездкой в Москву на переговоры с большевиками. На страницах дневника описано пребывание Рериха в советской столице, у алтайской горы Белухи и в Улан-Баторе. Массив дневника распадается на несколько разделов: Москва-Алтай за 1926 год и Монголия-Москва за 1927-й. Прежде всего это встречи Рериха с советскими политическими и государственными деятелями. Цель переговоров - утвердить идею «Новой Страны», создание нового государства на территории Сибири и Центральной Азии (при участии Советского Союза). Другая задача - получение концессий на разработку полезных ископаемых и сельхозугодий в Алтайском крае от имени американской корпорации «Белуха». Художник и его жена Елена Ивановна состояли почётными директорами этой корпорации и выступили идейными вдохновителями всех начинаний. В перспективе на Алтае планировалось развивать промышленный культурный центр, новую сибирскую столицу. Для проведения геологической разведки летом 1926 года была организована научная экспедиция в окрестности горы Белухи. Зинаида Фосдик даёт достаточно подробное описание этой экспедиции в своём дневнике. Она рассказывает также о жизни Рерихов в Монголии, где путешественники готовились к походу в Тибет. Наконец, ещё один пласт материалов касается культурной жизни Москвы и Ленинграда. В настоящее время существует немало публикаций о жизни художника Рериха. Но достоверных сведений о его пребывании в Москве фактически нигде не приводится. Из текста дневника выясняются подробности встреч с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным, наркомом просвещения А.В.Луначарским, заместителем председателя Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) А.М.Трилиссером, начальником Горного отдела при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) В.М.Свердловым. Деловое общение шло на высоком государственном уровне, конкретно, практично, без какой бы то ни было мистики. До сих пор эта существенная сторона деятельности Рериха оставалась в тени. Около двадцати лет назад издательство «Сфера» частично опубликовало дневниковые заметки Зинаиды Фосдик. Однако издание оказалось далеко не полным. В нынешний том добавлено более 120 новых фрагментов текста из рукописи московско-алтайского дневника. Что касается рукописи 1927 года - поездка в Улан-Батор и Москву, то она публикуется впервые, за исключением нескольких страниц. В оправдание издателей следует сказать, что в то время просто невозможно было осуществить полное издание в силу недостаточного уровня изученности биографии Рерихов. До настоящего момента не все кодовые списки удалось разыскать в архивах, но, тем не менее, практически нет ни одного имени или названия, которое осталось бы без расшифровки. Проделана огромная работа с источниками. Общественные науки. Философские науки:
Такман, Барбара (1912-1989). Европа перед катастрофой: 1890-1914: 16+ / Барбара Такман; пер. с англ. И.В.Лобанова. - Москва: АСТ, cop. 2016. - 639 c.; 22 см. - (История в одном томе). - Пер.: Tuchman, Barbara Wertheim (1912-1989). Proud tower. - ISBN 978-5-17-098818-1: 1500 экз. Эпиграфом автор поставила цитату из Эдгара По: «А с башен гордыни города гигантская смотрит смерть». Другой, наиболее знаменитой книге Такман - «Августовские пушки» - уделено много внимания в книжном путеводителе Вячеслава Мешкова (см. также цитаты из неё в главах «Кто виноват?», «Русское "ничего" и послы Антанты»). Издательская аннотация: Последние десятилетия перед Великой войной, которая станет Первой мировой... Европа на пороге одной из глобальных катастроф ХХ века, повлёкшей страшные жертвы, в очередной раз перекроившей границы государств и судьбы целых народов. Медленный упадок Великобритании, пытающейся удержать остатки недавнего викторианского величия, - и борьба Германской империи за место под солнцем. Позорное «дело Дрейфуса», всколыхнувшее все цивилизованные страны, - и небывалый подъём международного анархистского движения. Аристократия ещё сильна и могущественна, народ всё ещё беден и обездолен, но уже раздаются первые подземные толчки - предвестники чудовищного землетрясения, которое погубит вековые империи и навсегда изменит сам ход мировой истории. Таков мир, который открывает читателю знаменитая писательница Барбара Такман, дважды лауреат Пулитцеровской премии и автор «Августовских пушек».[Раскрыть содержание]
Музей 90-х. Территория свободы: свобода слова, свобода выбора, свобода дела, свобода быта: сборник / авт. и сост.: Катерина Беленкина, Илья Венявкин, Анна Немзер, Татьяна Трофимова. - Москва: Новое лит. обозрение, 2016. - 388 с. ил., цв. ил., факc.; 25 см. - ISBN 978-5-4448-0540-4: 1000 экз. Из аннотации издательства: Проект «Музей 90-x» Фонда Егора Гайдара был запущен в 2014 году и за это время сменил несколько форматов. Сначала он воплотился в виде интерактивного стилизованного музея на интернет-портале Colta.ru, затем - в виде серии монологов на «Снобе». Сейчас проект обрел новый формат - книга, но сохранил свою суть - стремление создать пространство для диалога об одной из самых противоречивых эпох российской истории. О 90-х спорят, их вспоминают с ностальгией или с ненавистью. «Музей 90-х» - это голоса, документы и артефакты эпохи перемен, но главное - это этап дискуссии об одном из самых сложных периодов российской истории.[Раскрыть содержание]
Смородинцев, Александр Анатольевич (1929-). Популярная энциклопедия вирусов: история открытий и побед / Александр Смородинцев. - Санкт-Петербург: Информнавигатор, 2016. - 169 с. ил., портр.; 20 см. - ISBN 978-5-906572-18-9: 250 экз. Из отзывов: Перед вами - новая книга известного учёного, вирусолога, автора вакцин, одного из создателей в Ленинграде первого в мире Института гриппа. Увлекательные, интригующие страницы истории отечественной и мировой вирусологии. Солк, Сэбин, Смородинцев, Чумаков - галерея портретов легендарных участников борьбы с вирусами с помощью созданных ими вакцин. В этой книге освещён широкий круг вопросов, касающихся истории развития вирусологии как науки. Представлены интересные сведения об эпидемических подъёмах заболеваемости в XX и XXI веках актуальными и новыми вирусными инфекциями, описано появление в природе новых вирусов. Большой интерес представляет подробное описание вклада зарубежных и отечественных учёных в развитие науки и практики вирусологии. Выход этой монографии является весьма своевременным, а стиль изложения материала ясен и доступен для понимания широкого круга читателей. Книга иллюстрирована фотографиями учёных и интересными рисунками: она несомненно, окажет практическую помощь специалистам учреждений здравоохранения, студентам высших и средних медицинских учебных заведений, а также будет интересна широкому кругу читателей.[Раскрыть и прочитать главу о вирусе Зика, заключение, хронологию открытий и исследований вирусов и содержание книги]
Экономика. Право. Фонд официальных и нормативных изданий:
Тюрьма и ссылка в дореволюционной России: сборник статей / сост.: Катцер Н., Кудряшов C.В. - Москва: ИстЛит, 2016. - 378, 1 c.; 23 см. - Указ. - ISBN 978-5-9906493-4-7. Издательская аннотация: В книге опубликованы статьи российских и зарубежных учёных, исследующих различные аспекты истории системы наказаний в России с зарождения государства до 1917 года.[Раскрыть содержание]
Гладков, Вадим. На джунгарских ветрах. Год 1969-й: пограничный конфликт, обречённый на мир и добрососедство / Вадим Гладков, Андрей Мусалов. - Москва: Граница, 2016. - 230, 1 с., 16 л. ил, портр., цв. ил. факc.; 22 см. - ISBN 978-5-94691-854-1: 500 экз. Издательская аннотация: Книга рассказывает о событиях, произошедших в мае и августе 1969 года на юго-восточных рубежах. До последнего времени массовому читателю о них было известно очень мало, а подробности противостояния на казахстанском участке советско-китайской границы знали только специалисты и непосредственные участники тех боевых действий.[Раскрыть и прочитать первые страницы, рассказывающие о сути конфликта]
Где все эти книги? - Еженедельно до 800 новых книг 2016 года и предыдущих лет ждут вас в ЗНП - читальном зале новых поступлений Российской государственной библиотеки. Чем этот зал лучше других? - Книги в ЗНП не надо заказывать, ждать и отмечать в контрольном листке, они стоят на стендах в открытом доступе. Многие читатели ходят в ЗНП еженедельно, оценив, насколько удобно там отслеживать самые свежие издания по своей отрасли. И выносить на копирование эти книги тоже разрешено, центр репрографии совсем рядом. Как выбрать то, что мне нужно? - Книги в зале расставлены по стендам, как в книжном. Находите свою область знаний, изучаете обложки, забираете всё, что понравилось, в любом количестве, и уносите за стол читать. Три стенда занимают «Издания на иностранных языках». Есть отдельный стенд «Издания специализированных фондов», именно сюда попадают новинки, которые затем будут переданы в отделы изоизданий, русского зарубежья, музыкальный и т.п. Почему в обзоре нет художественной литературы? А детской? - В ЗНП приходит научная и научно-популярная литература, беллетристики и детских книг здесь не бывает. Это не все ваши новинки, где взять информацию об остальных? - В электронном каталоге РГБ. Вот последняя порция новых поступлений. Поиграйте фильтрами, чтобы перенастроить выборку под себя. Я поздно увидел новость, как теперь найти вон ту книгу? - Зная автора и название, здесь вы можете сделать электронный заказ из дома практически на любую книгу из обзора. Когда следующая порция? - Каждый понедельник сотрудники зала полностью меняют экспозицию и выкладывают очередные поступления. Книги остаются на стендах с понедельника до субботы включительно. Когда зал работает? - Зал новых поступлений открыт со вторника по субботу с 9:00 до 20:00, а в понедельник, когда меняется экспозиция, - с 12:00 до 20:00. Как пройти? - Зал находится довольно близко от входа в библиотеку: поднимитесь по мраморной лестнице, пройдите через ротонду (круглое помещение), выйдите на деревянную лестницу и спуститесь на один этаж, на площадку лестницы выходит дверь с надписью А-117. Если вы чувствуете себя в нашем здании уверенно, можно не ходить по лестницам, а пройти насквозь залы электронных ресурсов: от контрольного пункта сразу поверните направо, у основания мраморной лестницы зайдите в дверь «Зал электронных ресурсов» и следуйте всё время прямо, через А-110, А-115 и А-116. Наши сотрудники охотно подскажут вам дорогу.