15 ответов

Jul 04, 2014 04:27

Попался на глаза вот этот список из 15 вопросов русским. По-моему, даже безотносительно целей спрашивающего, можно (практически на все) честно ответить. За политкорректность не ручаюсь, за математическую строгость тоже.

Read more... )

Leave a comment

Comments 14

a_shen July 4 2014, 16:40:50 UTC
Привет,

многое из этого мне очень близко, но все-таки в самой постановке вопросов какой-то неуместный надрыв - как если бы в 1939 стали обсуждать 15 вопросов типа "что для вас значит быть немцем". И разные исторические обсуждения меня пугают - кто знает, что на самом деле было в Великом Новгороде и в Орде и так ли это важно: если бы какие-то новые открытия показали, что в Великом Новгороде тоже было какой-нибудь <х..ло>, изменило ли бы это наше отношение к нынешнему <....>? Конечно, историю знать полезно, но, с другой стороны, "довлеет дневи злоба его", и если мы, такие как мы есть, оказались вместе там, где оказались, может быть, лучше начать маленькими шагами менять ситуацию к лучшему? Можно спорить, является ли выбрасывание мусора в лесу российской или советской традицией, связано ли оно с необъятностью российских просторов и пр., но стоит ли вдаваться в эти обсуждения - может быть, прежде разумно согласиться его за собой убирать?

Reply

lenik_r July 4 2014, 20:11:28 UTC
Привет, Саша,

Я не готов судить про немцев в 1939 году, и не знаю, насколько наша сегодняшняя ситуация близка к той. Но мне как раз кажется, что знание истории могло бы помогать людям не наступать на одни и те же грабли по тысяче раз. В ситуации "мы, такие как мы есть, оказались вместе там, где оказались", полезно понимать, откуда и как мы пришли туда, где оказались -- просто чтобы знать, куда двигаться этими самыми шажками, и не ходить кругами до бесконечности. Лично для тебя ситуация может быть столь же ясной, как с вопросом о том, надо ли убирать за собой срач в лесу -- но окружающая действительность-то показывает, что больше-то почти никому ничего не ясно! Ты же сам это каждый день наблюдаешь, разве нет? В ситуации, когда подавляющее большинство окружающих людей повторяют как заклинания, не думая, разные слова типа "русские", "особый путь", "западные ценности", "либералы", "патриотизм" итд, полезно время от времени задумываться, что все эти слова, собственно, означают ( ... )

Reply

a_shen July 5 2014, 11:47:44 UTC
Тут много разных вопросов. "Научный" вопрос - насколько связанные с языком и традициями особенности психологии, восприятия и пр. устойчивы и определяют отношение людей к разным вещам. Если считать, что да, то тогда можно понять, почему в качестве вдохновляющих притч годятся рассказы из русской истории, а не из греческой или английской. Но даже при этом стоит понимать, что можно найти рассказ на любой вкус - одни, как митрополит Антоний (Блюм), приводят в своих проповедях пример Михаила Муромского, а другие - Александра Невского, и пр. С другой стороны, если посмотреть на северных и южных корейцев, или на немцев 1930-х и 1980-х, то видно, что язык далеко не всё определяет и пр. Поэтому можно, конечно, говорить, что надо вернуться на путь истинный, "наши предки убирали мусор и нам велели", но это всё же скорее риторический приём, чем серьёзное обоснование, увы. Наконец, в современном мире та корреляция, которая раньше была между языком, верой, гражданством, местом жительства, вероисповеданием, сильно уменьшилась по совершенно ( ... )

Reply

lenik_r July 5 2014, 22:11:19 UTC
Конечно, во многом все сказанное мной является риторическим приемом (как и у Демосфена, я думаю). Однако, ты же тоже приводишь разные исторические примеры для иллюстрации современных событий -- значит, согласен со мной, что это имеет смысл? Почему я пишу тут про что-то из древнерусской жизни более чем 700-летней давности, а не про что-то другое -- на то есть две причины. Во-первых, я на самом деле люблю древнерусскую историю, и поэтому мне проще приводить примеры оттуда, чем откуда-либо еще. Во-вторых, я, в самом деле, считаю, что особенности, связанные с языком (и, как следствие, культурой) многое определяют. Скажем, то, что все без исключения русские классики хорошо знали русскую историю (по трудам Карамзина, да и, наверное, по первоисточникам), и часто к историческим сюжетам обращались -- сказывается и на нас, читателях тех самых русских классиков ( ... )

Reply


mz_alopex July 6 2014, 19:54:50 UTC
...пообсуждав с иностранными коллегами списывание на экзаменах. Об этом, пожалуй, отдельный пост можно написать.

Было бы очень интересно почитать!

Reply


ver1958 October 29 2015, 15:39:11 UTC
Стойкое неприятие доносительства, например. Даже те, кто стучат, знают что поступают при этом очень плохо.

Я не согласен. Это не всегда плохо. Хорошо это или плохо - зависит от последствий стука.

Вот пример: Ваш сосед в дупель пьяный сел за руль свой машины и уехал, предварительно опрокинув одну из секций забора из ограды детского сада. Вы пытались его остановить, но не смогли (он сильнее Вас, даже в пьяном виде). Будет ли правильным позвонить в милицию и сообщить номер машины, чтобы его остановили до тех пор, пока он не создал ДТП?

Это пример из жизни. В реальном примере он не создал ДТП, его не остановили (ГИБДД, вероятно, ничего не сделало для этого), и никаких последствий, скорей всего, ни для кого звонок в милицию не имел. Но вопрос остаётся.

Reply

lenik_r October 29 2015, 16:04:48 UTC
Я бы не считал в данной ситуации звонок в полицию вообще стуком (поскольку ДО того как сообщать в полицию попытался сам человека остановить, и он, таким образом, предупрежден). Но при этом, скорее всего, у меня бы тем не менее после звонка в полицию остался бы неприятный осадок, как будто я кого-то подставил (хотя с любой рациональной точки зрения я сделал все правильно). И в этом-то осадке в данном случае заключалась бы моя национальная особенность ( ... )

Reply

ver1958 October 30 2015, 06:27:59 UTC
Сослался edd_l.

Reply

lenik_r October 30 2015, 10:27:07 UTC
подумал еще немного, и понял, что мне в описанных вами обстоятельствах скорее всего даже не пришло бы в голову звонить в полицию. Если бы кто-то напомнил, что так можно сделать -- возможно, позвонил бы, испытав те самые смешанные чувства. А так, априори -- вообще идея звать полицию очень неестественна. Я, например, так получилось, вообще ни разу в жизни не звонил в по(ми)лицию (не знаю, хорошо это или плохо, просто факт жизни). Если пытаться осмыслить, почему идея неестественна, то окажется что потому, что в сознании сидит следующая схема: в случае каких-то бытовых конфликтов звать на помощь представителей власти -- баскаков/опричников/жандармов/чекистов/полицейских -- это все равно как для борьбы с мелкими чертями прибегать к помощи Сатаны. Тут в России так дело обстоит последние 800 лет, и изгонять такое видение власти из собственного сознания нам всем придется долго (а если власти продолжат себя вести так, как ведут себя сейчас, то лучше и не изгонять -- целее будем).

Reply


Leave a comment

Up