Интересные мысли приходят в голову, когда хочешь поздравить с днем рождения человека, который рисует сказку. Именно рисует, а не пишет!
Алиса, девочка из сказки Льюиса Керролла, однажды посетовала на скучную книжку в которой нет ни картинок ни разговоров, и отказалась ее читать. Мне кажется, люди не научились бы читать вовсе, если бы не книжная иллюстрация! Первое, что мы делаем, открывая новую книгу- это моментально пролистываем ее насквозь, чтобы убедится в том, что картинки в ней великолепны, и значит, ее необходимо прочесть. Сколько же новых сказок узнали мы, благодаря Харьковской художнице, иллюстратору детской книги Светлане Ким! В этом году у нее круглая дата, и значит,у нас есть прекрасный повод
поздравить ее с днем рождения и еще раз соприкаснуться с талантом необычной художницы.
Она живет как воробей, под самой крышей, на пятом этаже, в доме, по улице Чайковская. У окна рабочий стол, за которым происходит таинство творческого процесса . Она часто сердита. Ей редко когда нравятся собственные работы. Ей чужды эти слова: вдохновение, творческий порыв, озарение. Она вкалывает, не поднимая головы, как неосуществленный ею сказочный персонаж папа Карло. Даже привычка отвлекаться на вид из окна, чтобы чуть-чутьотдохнули глаза, обернулась еще одним рисунком, знакомым каждому ценителю ее труда: верхушка кроны дерева, крыши, балконы верхних этажей. Создается впечатление, будто все это наблюдает птица,сидящая на ветке. Или нет- будто бы мы сидим рядом со Светланой у ее стола, и видим за окном то же, что и она... Невысокого роста, неброско одетая, в больших очках. Сколько она пересказала сказок своими дивными иллюстрациями? Будто бы, двести. А может, и больше. Она даже и не думает их считать. Она только знает, что их нужно рисовать.
Светлана Ким. Классик книжной иллюстрации. Имя, навсегда вписанное в самые светлые детские мечты вместе с голосом мамы, читающей чудесную волшебную историю.
Своими иллюстрациями Светлана Ким рассказывает сказку заново: ее персонажи выходят за рамки образов, созданных литературой. Всегда хочется узнать в них кого-то из друзей, близких художницы, насколько сказочные герои обретают реальность поведения, выражения лица, жеста свойственных живому человеку. Читатель моментально схватывает характер любого персонажа, даже может понять, что у того на уме, и как он сейчас поступит. Благодаря чему, сказочное повествование воспринимается вполне реалистично, вроде, все происходит на самом деле, а герои сказки хорошо нам знакомы, словно они живут среди нас.
Для меня всегда было загадкой: откуда у Светланы Ким на столько завершенное пластическое решение поз и жестов, отточенных до мельчайших ньюансов, будто бы исполненные балериной или мимом? Ответ я нашла разбирая папку со студенческими работами художницы. Она с удовольствием посещала репетиции артистов балета, делала зарисовки, этюды, благодаря котрым мы видим, с каким вниманием она наблюдала за балеринами, за положением их тела во время упражнений, исполнения танца, и отдыха . По-этому она представляет нам героев сказок в такой верной, красноречивой пластике, что мы и не сомневаемся в их реальном существовании, не только улавливая логику их движения, но чувствуя их состояние,и даже, слыша их голос.
Так же точно художница видит сказочное и в жизненной повседневности. Улицы, дома, предметы она рисует так, как рассказывает сказку. Это всегда наполненные особой грустью и тихим восторгом, работы, как будто секрет, сказанный на ушко шепотом. Кажется, что тлько ты понимаешь их истинный смысл.
Выщербленный эмалированый кувшин, обычно стоящий на полке в тамбуре, вдруг становится невероятно привлекательным в окружении фруктов, разложеных на живописно смятой скатерти... А яблочки в ее натюрмортах- ну прямо из русских народных сказок про Ивана- царевича и Жар-птицу! А кошки в работах Светланы Ким!- особое видение характера этих животных, издревле несущих в истории своего рода сказочно- мистический смысл. Художница виртуозно обозначает кошачью суть не только через завораживающую грацию, как обычно принято изображать кошек на открытках, а через тонко подмеченный характер животного через его повадки- всегда можно опредилить в иллюстрациях Ким хитрую кошку от глупого кота, коварного проказника от безобидной тихони. Применительно к ее котам так и тянет сказать: у них содержательное выражение лица, а не просто кошачья морда!
Жизненный путь Светланы Ким начинался в послевоенные годы, вЧерновцах, куда эвакуировалась ее мама из оккупированного Смоленска.
Папа Светланы был бухгалтером, но на досуге любил порисовать. Художница до сих пор хранит его палитру с засохшими масляными красками. Первый опыт художника-иллюстратора приходит за раскрашиванием цветными карандашали картинок в книжках- мало теперь кото помнит эти недорогие, послевоенные копеечные книжки в десяток страниц, на паршивой бумаге, с плохо отпечатанными серыми иллюстрациями. Ребенок был настолько захвачен творческим процессом -раскрашиванием, что не замечала времени за этим занятием! Склонности к самостоятельному рисованию у маленькой Светы проявились довольно рано- это видно по тем рисункам, которые бережно сохранил папа. Для Светланы Ким теперь это самые ценные работы, из созданных за всю жизнь.
Нельзя не обратить внимание насколько достоверно, подробно до мелочей, переданы костюмы персонажей. Всегда в полном соответствии эпохе и стране в которой происходит событие, и сословию, которому пренадлежит данный герой. Этому секрету так же сесть разгадка- Светлана Ким закончила факультет "Моделирование одежды" Вижницкого училища прикладного искусства, отсюда и достоверное знание культуры костюма разных времен и народов.
Но профессионально иллюстрацией книг Светлана Ким стала заниматься в начале 1970-х годов, после окончания Харьковского художественно-промышленного института.
Можно долго рассказывать об этой художнице, можно бесконечно рассматривать ее работы, листать книжки с ее илюстрациями. Но прямо сейчас у нас редкая возможность попасть в настоящую сказочную ситуацию- мы можем обратиться к Светлане Ким и передать ей свои поздравления.
С днем рождения! Мы очень ждем Ваших новых книг!