Здесь - только впечатление, то, каким я увидел, каким почуствовал этот самый западный край нашей страны.
А на обложке - один из самых грандиозных российских недостроев - Дом советов. Хотя калининградцы и смущаются его нетрадиционного вида, и даже поговаривают о сносе, но на мой взгляд, именно эта постройка как нельзя лучше передаёт дух этого места. Наверное, ни в одном другом городе не стали бы возводить столь неоднозначную постройку на месте самого старого архитектурного памятника. Ну, а возведя - не бросили бы в состоянии почти полной готовности. Но для Калининграда это, можно сказать, норма.
Надо заметить, что Калининград - уникальнй город, город с неимоверным количеством архитектурных памятников, осмотром которых мы в основном и занимались почти полторы недели. Европейский город, ставший российским. Ни в одном российском городе, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, нет такого количества исторических объектов, и это при том, что центр Калининграда фактически был уничтожен в ходе войны, от него остались только отдельные фрагменты. Но уцелело в Калининграде на самом деле очень многое. Я подробно расскажу обо всех закоулках, по которым мы прошли, но это будет в последующих постах.
Калиниградская область это не Россия. Анклавная оторванность в течении двадцати с лишним лет сыграла роль, здесь всё немного иначе, чем на "материке". Сами калининградцы россиянами в полной мере себя не считают. Даже по местному телевидению, сравнивая к примеру сельхозпроизводителей говорят - калининградские и российские производители. Евровизу в 90е жители калининградского анклава могли получить бесплатно, сейчас - на общих основаниях с остальными россиянами. Съездить в Польшу или Прибалтику среднему калининградцу куда проще, чем в Россию. Дешевле, ближе, быстрее и границу с Евросоюзом пересекать надо всего одну. А в Россию поездом - две. Есть одна лазейка - самолёт, которым мы и воспользовались, загранпаспортов у нас с
passengerperm не было. Но самолёт - удовольствие не из дешёвых. Небогатые калининградцы, не имеющие загранпаспортов, вообще не могут выбраться со своего обитаемого острова.
Но, пробыв здесь даже самое короткое время понимаешь - это Россия. Особенная, непохожая на весь остальной континент, но Россия, существующая, несмотря на огородивший её со всех сторон Евросоюз. Воистину, дай нашему человеку волю - он везде, в любом месте планеты, невзирая на климат и инфраструктуру, оставшуюся от прежних хозяев, возведёт вокруг себя маленький кусок родины.
Вообще, чтобы понять, почему аура лёгкого запустения довлеет над этим специфическим краем, надо всё-таки вспомнить историю этого места. Восточная Пруссия была нужна СССР как военный лагерь, каковым область является до сих пор. Как я понимаю, оборонительный форпост здесь был нужен не в малой степени для контроля за новыми соцреспубликами в Восточной Европе, поэтому и получили Литва и Польша хоть и большие куски бывших немецких владений, но не всё до конца. А в военном городе нет нужды строить развитую инфраструктуру и промышленность. И люди здесь особенные, слегка мрачноватые для столь благодатного климата тоже не в малой степени от этого. Военных здесь много и сейчас. Плюс, стопроцентная "приезжесть" - здесь нет никого, кто жил бы на этой земле до 1945 года. Переселенцы редко бывают весёлыми людьми, я знаю это и по своему родному городу.
Но не подумайте плохого. Здесь таки намного спокойней, чем на Урале. Один красноречивый показатель - решётки на окнах первых этажей - здесь встречаются очень редко, да и то только в Калининграде. В области всё нараспашку, найти обдомофоненный подъезд - проблема. Да и в ночное время пройтись по городу тоже случилось, впечатление сугубо положительное.
Ещё о местных особенностях и странностях. Вот, к примеру продукты.
С продуктами здесь неплохо, как и в любом средне-южном городе. Есть прибалтийские, белорусские, украинские. Вот польских почему-то не встречается. Так вот, особенность. В местных магазинах не взвешивают кусками копчёную колбасу. Продают только палками и фабричной нарезкой. При этом варёная развешивается свободно. Такое было и в Калининграде, и в других городах области.
Квас в бочках. Он тут есть, да, похоже, никуда и не исчезал (в наших краях жёлтые бочки с квасом после 90х не встречаются). На вкус обычный разливной квас. На советский не похож, но всё равно вкусный.
Дороги. В целом улицы здесь не в идеальном состоянии. Хотя основные магистрали в порядке, но за всё время жизни в Калининграде я только один раз видел ремонт дороги. Август, то время когда у нас судорожно чинят всё, что ещё можно успеть до холодов. Но здесь значительно теплее, асфальт портится не так быстро, не так быстро его и меняют. Водят, кстати, здесь совсем не по-западному. Движение совершено хаотичное. 400-тысячный город страдает от пробок - немецкая сеть улиц так и осталась практически неизменной. И ширина их тоже не увеличилась. А вот количество машин сильно выросло по сравнению с 30ми годами 20 века. Пробки влияют и на общественный транспорт, с этим мы столкнулись сразу же по приезду сюда.
Брусчатка. В Калининграде, да и во всей области это не диковина, сохранённая для туристов, как в российских городах, а обычный элемент городской среды. Замощённых улиц очень много. Встречается брусчатка и на загородных дорогах.
Даже на основных магистралях попадается мощение. Причём, брусчатку ремонтируют и перекладывают, как и асфальтовое покрытие. К рокоту шин по камню я почти привык. Вот к езде по нему привыкнуть так и не получилось. Специфисское ощущение, скажу я вам.
Ни в одном российском городе вы не найдёте столько старых Мерседесов, БМВ, Фольков и Опелей, как здесь. Хотя удивляться нечему - до Германии здесь совсем недалеко, только Польшу проехать. Даже ближе, чем до России, а тем более - до города с итальянским названием на берегах Волги. Поэтому постсоветской продукции ВАЗа здесь, как и на Дальнем востоке, нет вовсе.
Черепичные крыши. Они свойственны немецким домам, но, также как и брусчатка, попадаются не только довоенных времён. Вот, к примеру, обычная советская хрущёвка 447 серии с черепичной крышей.
Климат. Климат здесь... неплохой по российским меркам. Пожалуй, так. Когда мы только прилетели, в течение трёх дней стояла практически питерская погода - то дождь, то ясно, то облачно, постоянный ветер и довольно-таки нежарко. На третий день мы попали под настоящий ливень.
Но потом погода наладилась. За всё остальное время дождливо-облачная погода была только раз - во время поездки в Янтарный. Да, климат здесь балтийский, влажный. Но при этом намного более тёплый, чем в СПб. И жары не бывает. В ясную погоду воздух прогревается как раз до комфортного уровня, не превышая его. Отсуствие жары, правда, сказывается и на температуре моря... Но об этом потом. Тёплый климат благодатен для растительности. Например, винограда.
А это даже сам не знаю что такое. Но встречается в городе часто.
Но у влажного тепла есть и обратная сторона. Ладожских озёр в окрестностях не наблюдается. Водоёмы здесь цветущие и откровенно грязные, особенно городские ручьи и главная река области - Преголя. Цвет, а особенно непередаваемый на фотографиях запах - специфические.
Учитывая, что часть питьевой воды для Калининграда берётся из открытых питьевых озёр, можешь себе представить, читатель, какая здесь вода в кране. Очень и очень далёкая от идеала.
У многочисленных укрепсооружений также есть рвы, иногда заросшие до состояния зелёной лужайки.
Архитектурные особенности. Немецкое наследие я разберу потом. Но одну удивившую меня черту я отмечу сразу. В многоквартирных домах здесь есть гаражи.
Непонятно, как делили один единственный бокс хозяева квартир. Или гараж продавался отдельно? Но ещё более интересно, как стали делить имущество новые хозяева города.
Пятиэтажный дом. Здесь гаражей уже побольше.
А вот гаражи в современном, уже российского производства, девятиэтажном доме.
Ещё про архитектуру. Я уже говорил, что центр города во время войны был уничтожен? Да, говорил. А вот то, что находится на его, центра города то есть, месте.
Те самые пресловутые "облезлые девятиэтажки", которые упоминают многие бывающие здесь люди. Тип какой-то свой, непохожий на общесоветские серии. По крупным окнам, предположу, что что-то близкое к прибалтийским сериям.
В новороссийское время здесь вошли в моду жилые единицы, стилизованные под прусскую архитектуру. Тоже сугубо калининградская особенность.
Больше креатива! Архитектурного.
Иногда в отдельных районах можно подумать, что Кёнигсберг бомбили только вчера. Этот дом выглядит как бережно сохранённые руины времён войны. Но это только видимость. Пришёл он в такое состояние уже в 90е, в ходе затянувшегося капитального ремонта.
Даже телевизионная башня здесь необычная. Вантовая. Я сперва принял её за военную радиовышку. Возможно, таковой она когда-то являлась.
Калининград - город контрастов.
Политактивность. Помешала мне снять памятник Родине-Матери.
Рекламный креатив.
Просто картинки.
Янтарь. Мы привезли разные покупные камушки, в том числе и откопанные в песочнице Янтарного комбината. Но то, что на фотографии - не покупное, а найденное своими руками на балтийском берегу. Янтарики совсем маленькие, зато самостоятельно добытые.
И напоследок - ещё раз пресловутая "голова робота", или просто Робот, как мы его называли, проезжая или проходя мимо. Как мне кажется, эта постройка - отчаянная попытка создать что-то своё в облике города, отличное от немецкого. Неудачная попытка, хотя, как я уже говорил, в существующем центре смотрится Робот очень органично.
Вот и всё на сегодня. О транспорте расскажу в следующей серии.
P.S. Калининградцы, если вдруг вы будете читать этот текст. Не обижайтесь, если я слишком сгустил краски, это всего лишь впечатление, не судите строго. На самом деле мне действительно понравился ваш город. Очень мало в России мест, где можно гулять десять дней подряд и обойти не всё. Где столько интересного, где всё и такое чужое, и такое родное одновременно. Я ничуть не пожалел, что потратил весь отпуск без остатка на этот далёкий западный берег. И думаю, этот отпуск будет не последним. Я ещё вернусь сюда.