Сегодняшний рассказ будет о транспорте. Обо всех видах, что есть в Калининграде и окрестностях - самолёт, поезд, трамвай, троллейбус, автобус. Только на маршрутках - чур меня! - нам с с
passengerperm проехаться не довелось.
Но для начала о том, как мы добирались до Калининграда. Из двух вариантов - поезд или самолёт - пришлось воспользоваться вторым. Летели и туда, и обратно мы ЮтЭйром, это был самый дешёвый вариант. В отличие от
московского перелёта снимал в пути я очень мало, в воздухе вообще не получилось сделать ни одной карточки. Летали из Внуково, мне этот терминал показался менее удобным и логичным, чем Шереметьево.
Показательным был перенос калининградского рейса с ближнего гейта на дальний, о чём даже не потрудились сообщить по громкой связи. В результате на посадку пришло только несколько пассажиров (включая и нас). Только после этого оповещение всё-таки дали в эфир, и самолёт заполнился.
Наш 737-400 в калининградском аэропорту Храброво.
Аэровокзал Храброво мне показался вполне приличным. Если сравнивать его с пермским Большим Савино, Храброво явно окажется впереди - здесь построен хотя и небольшой, но всё-таки новый терминал. По-видимому, сказывается важность воздушного пути сообщения для огороженного со всех краёв куска российской земли. Фасад, правда, остался старым - новые постройки выходят на лётное поле.
А вот
направления полётов мне показались странными. Два российских города - Москва и Спб, Киев, Минск, Рига, Берлин и... Самарканд с Ташкентом. Всё. С родиной-матушкой Калининград связан только через столицы, дальних рейсов в тот же Екатеринбург нет. Нет и европейских рейсов, кроме берлинского - как я понял, калининградцы активно пользуются расположенным в 150 километрах отсюда гданьским аэропортом. Так дешевле.
Прозрачный телескопический трап.
Вид на терминал из окна самолёта.
Что ещё сказать про Храброво... Автобусы из Калининграда туда ходят нечасто, необходимо это учитывать - раз в час. Кроме автобусов есть ещё маршрутки с неясным расписанием, обратно мы добирались как раз таким способом. Есть маршрутки и до куда более близкого к Храброво Зеленоградска, но их расписание в природе найти не удалось.
Идём дальше. Так вот. Почему мы решили лететь, а не ехать на поезде, что, несомненно, было бы куда дешевле и намного интересней воздушной телепортации? Основная причина -
официальная процедура покупки железнодорожного билета в Калининград. Всякие УПД-ЖД и прочие ужасы, ну и конечно обязательное наличие загранпаспорта, коих у нас с
passengerperm не было. Поезд дважды пересекает границу с Евросоюзом, дважды приходится проходить досмотровые операции на границе. О безвизовом и бездосмотровом проходе поездов России с Литвой договориться за двадцать с лишним лет так и не удалось, после входа Прибалтики в Евросоюз об этом можно даже не мечтать.
Но как бы то ни было, мы, конечно, посетили калининградский вокзал и воспользовались внутриобластным железнодорожным сообщением. Главный вокзал Калининграда - Южный.
Вокзал, естественно, немецкий, строился с 1920 по 1930, в ходе масштабной реконструкции Кёнигсбергского железнодорожного узла, в ходе которой появились оба городских вокзала, мост через Преголю и сортировочная станция. Гигантский вокзальный комплекс прослужил немцам всего 15 лет, во время штурма города пострадал, но был восстановлен и работает по сию пору. Вокзал с 12-путным дебаркадером и железнодорожным почтамтом намного крупнее, чем полагается среднему российскому областному центру. Фактически, Южный вокзал один из лучших в России, по продуманности и организации я могу сравнить его разве что с Ладожским. Но тот, как ни крути, построен на семьдесят лет позже.
Уникальный для России калининградский дебаркадер. Шесть платформ, восемь путей российской колеи, две - европейской. Что-то подобное на постсоветском пространстве есть только в украинском Львове, но львовский дебаркадер меньше калининградского.
Объёмно дебакадер отделён от здания вокзала, связанного с платформами двумя тоннелями. Первый этаж вокзала находится на уровне тоннелей, пути проходят по насыпи. Крыша дебаркадера при постройке была стеклянной, сплошной её сделали во время послевоенного восстановления вокзала.
Пункт сигнализации и связи, построенный в характерной для немецких железных дорог манере.
Один из двух тоннелей. Обратите внимание на его совсем нехарактерную для наших подземных переходов высоту.
Музейная площадка рядом с вокзалом. О ней я подробно расскажу в отдельном посте.
А теперь о текущей нагрузке на вокзальный комплекс. Она невелика. ПДСов в Калининграде всего ничего - две пары на Москву, с дневным интервалом - на СПб, с трёхдневным интервалом - на Адлер. Учитывая, что до той же Адриатики отсюда куда ближе, чем до черноморского побережья, не думаю, что многие калининградцы едут на нём до конца. Не так давно заходили в Калининград и европейские поезда, благо путь колеи 1435 мм доходит до самого вокзала, но в настоящий момент последняя платформа бездействует. Что до пригорода, то вот его текущее расписание.
Не так плохо, не правда ли? Пути от Калиниграда расходятся в семи направлениях, и на всех есть пригородное движение. Правда, более-менее интенсивное оно только на электрифицированных плечах курортных Зеленоградска и Светлогорска, на остальных направлениях - одна-две пары в сутки. На Советск-Тильзит не так давно поезда отменили вовсе. На самом деле, пригородное движение еле теплится, откровенно проигрывая конкуренцию автобусам.
Второй городской вокзал - Северный - строился для обслуживания курортного направления на Зеленоградск и Светлогорск. Историческое здание вокзала сейчас используется под офисный центр.
А вот современное здание Северного вокзала - белая одноэтажная постройка на заднем плане. Здесь, а ещё на Светлогорске-2, используются турникеты для пригорода (правда, рабочими я их ни разу не видел).
Железнодорожный тоннель под площадью Победы.
Транзитная платформа Северного вокзала.
Тупиковые платформы Северного вокзала. Используются под две пары пригородных электричек на Светлогорск и Зеленоградск, остальные электрички идут транзитом с Южного.
Старый недействующий железнодорожный мост через Преголю, работал до реконструкции узла.
Действующий автожелезнодорожный мост с разводным пролётом. В настоящее время регулярно не разводится. Мост немецкий, опоры с противовесами - советские.
Станция Калиниград-Сортировочный.
Тепловоз М62. На одинарных и двойных "машках" осуществляется всё грузовое движение в Калининградской области.
Дизель-поезд ДР1А
Дизель-поезд РА2.
Электропоезд ЭТ2М, транзитный путь Северного вокзала.
"Кругляки" тоже в ходу. ЭР2К-697.
Немецкий мостик на о.п. Киевская
Но хватит уже о железной дороге. Перейдём к городскому транспорту.
Калининградский 1000мм трамвай в настоящее время находится в плачевном состоянии. За последние несколько лет маршрутная сеть сокращена с восьми маршрутов до двух, из которых один - третий - ходит с интервалом в полчаса. Маршрутная скорость такова, что 10-километровый путь по центру города трамвай проезжает более чем за час. Если нет пробок, конечно... В нынешнем виде трамвай обречён на скорое исчезновение, им пользуются только те, кто никуда не торопится. По всему городу лежат пока ещё неразобранные участки путей - сеть была весьма развесистой.
Подвижной состав - сочленённые вагоны Татра KT4, но есть одно исключение - купленный в 2012 польский вагон PESA.
Изначально озвучивалась идея о покупке партии в три машины, но была куплена только одна. Европеец оригинально выглядит на калининградских улицах, но повлиять на удручающее состояние системы никак не может. Так как работает он не в одиночку, маршрутная скорость у нового трамвая ничуть не выше, чем у старых.
Трамвайное кольцо Бассейная. Классическая схема с двумя разъездами - трёхпутным и двухпутным, таких колец было большинство.
На кольце пока ещё можно увидеть скопление трамваев.
Трамвайное депо расположено рядом с вокзалом. Здание старое, ещё немецкой постройки, но из-за забора его не разглядишь, а зайти мы не решились.
Видно кое-какую спецтехнику на базе Татр Т4. 1000-мм "четвёрки" тоже использовались до недавнего времени, но в настоящий момент все они списаны.
Кроме трамваев есть ещё и троллейбусы. Вообще, по заявлениям властей сокращение трамвайной сети должно было сопровождаться развитием сети троллейбусной. Как в условиях пробок троллейбусы помогли бы решить транспортные проблемы в городе, я не знаю. Но это не так и важно, потому что количество троллейбусных маршрутов не увеличилось, а уменьшилось - с шести до четырёх. Из четырёх один - первый - ходит с настолько гигантским интервалом, что мы в течении сорока минут так и не смогли его дождаться. У других интервалы меньше, но пробки безотказно действуют и на них. Сами троллейбусы большей частью обычные ЗИУ, но встречаются вот такие белорусские "зелёнки" АКСМ-420, их в городе сейчас 12 штук.
Да, отдельно хочется поблагодарить создателей схемы движения троллейбусов.
Из неё я так и не понял, как движутся троллейбусы в центре города. Только с помощью
сттс-овской схемы удалось в этом разобраться.
По электротранспорту всё. Пришло время сказать несколько слов обо всём остальном. Для начала ещё одна схема.
Схема движения автобусов. Совершенно нечитаемая, мы за две недели так и не научились в ней разбираться. Причём, эта схема самая что ни на есть официальная, её дают даже в туристическом центре. Правда, только русским туристам, англичанин, пытавшийся добыть в том же турцентре схему транспорта, получил отказ (и неудивительно...). На самом деле после долгих поисков мы нашли более вменяемую схему, правда, покрывающую только центр города. Но это вышло почти случайно... Карты продаются в книжных магазинах, а с книжными... Плохо тут с книжными, короче. И поиск их непрост даже для опытных туристов. Хотя, я отвлёкся. О чём был разговор? Об автобусах и маршрутках, да.
Так как я не фанат автотранспорта, фотографий больше не будет. Так вот, с автобусами всё тоже не очень хорошо. То, что в маршрутах разобраться невозможно, вы уже поняли (девушка из туристического центра призналась нам, что сама не знает, как в городе ходят автобусы, хотя живёт в Калининграде всю жизнь). В принципе, зная основные точки в городе, можно как-то разобраться куда ехать, потому что на маршрутных табличках они указаны, но запоминать номера маршрутов мы быстро перестали пытаться. Автоинформаторы в калининградских автобусах встречаются, но работают только в центральной части города (так что можете представить моё удивление, когда автоинформатор обнаружился в междугороднем (!) автобусе Калининград-Балтийск). В остальной же части... рассчитывайте на свои силы, путешественники. Остановки не только не озвучиваются, кондуктора сами путаются и не знают, где какая остановка. Это не Россия, это - Калининград, господа.
Что ещё... Автобусы в основном немецкие, не новые, в этом смысле автопарк похож на пермский. В жаркие дни в автобусах тоже жарко, форточки не открываются. Брусчатка добавляет приятных ощущений от поездок в транспорте. Автобусы, как мне показалось, ходят без всякой системы и расписаний. В попытке дождаться автобус конкретного номера можно провести немало времени. В конце концов может оказаться, что маршрут вовсе не функционирует, неважно, узнать об этом всё равно невозможно.
Совсем немного про маршрутки, на которых мы не ездили. Перебирал фотографии и не нашёл ни одной калининградской маршрутки. Они, между тем, здесь тоже с особенностями. Вместо свдижной двери для входа используется пассажирская дверь рядом с водителем. По-видимому, микроавтобусы переделывают по-калининградски уже на месте.
Подытожу. Вообще, Калининград не очень велик, чуть более 10 км в поперечнике. Мы с
passengerperm люди закалённые, поэтому не мудрствуя лукаво предпочитали лишний раз прйтись пешком, не связываясь с городской системой общественного транспорта. А вот местных жителей мне откровенно жалко.
Вот и всё на сегодня.
Другой пост про Дальний запад пока ещё всего один.
Общее впечатление.