Над облаками

Nov 27, 2011 21:53





Я всегда любил авиацию. Ещё в детстве изучал и запоминал на картинках, как различаются разные модели, потом, уже в более позднее время, играл в Microsoft Flight Simulator, и время от времени делаю это и сейчас. Но на реальных самолётах не летал никогда - в советские годы, когда запросто можно было слетать на Ан-2 из Березников до Перми - не успел, потом были 90е, а потом - по большому счёту, лететь было некуда. Хотя и в принципе, можно. Поэтому, когда совместно с lord_pax мы планировали выбраться в столицу на концерт ДДТ, средство передвижения выбрали надземное - при дефиците времени самолёт безальтернативен. Сегодня я расскажу о нашем перелёте Пермь-Москва-Пермь.

Около двенадцати дня, за два с половиной часа прибываем в пермский аэропорт Большое Савино (сфотографировал его только на обратном пути, посему фото ночное). Аэровокзал старый - построен в 1967 году и до наших дней дожил почти в первозданном виде. Для города-миллионника довольно скромен - но если взглянуть на онлайн-табло всё становится ясным - нагрузка на порт совсем невелика, соотвественно, перестраивать терминал нет особенного смысла.




Когда-то в Березниках был свой аэропорт местных линий, откуда в 90е, после развала ситемы МВЛ летали регулярные рейсы в Москву на Як-40. Но впоследствии порт обанкротился и сейчас в полумёртвом состоянии. Полоса в Березниках оказалась коротковата для крупных самолётов - всего 1500 метров, это и определило его судьбу.
Итак, приехали. Машину оставили прямо возле аэровокзала - стоянка стоит 250 рублей в сутки. Есть рядом и другие автостоянки, но мы не заморачиваемся - назад нам лететь всего через двое суток. Заходим - сразу же за входом оборудован досмотровый пункт с металлорамкой и рентгеном. Спасибо домодедовским террористам - вход в аэровокзал стал немногим проще предполётного досмотра... Стоек регистрации всего четыре, во время между редкими рейсами они не работают, регистрация, как обычно, начинается за полтора часа до вылета, и заканчивается за 40 минут до вылета (причём лучше не проходить её в числе последних ). Пока суд да дело, поднимаемся в зал ожидания на второй этаж. Там совершенно пусто - до регистрационных стоек бежать отсюда далеко, поэтому пассажиры ждут начала регистрации снизу. Зато из зала можно посмотреть на стоянки аэропорта.




Перед терминалом пусто, наш А319 ещё не прилетел. Но вдали, если приглядеться, можно заметить двойные хвосты - это МиГ-31 764го истребительного авиаполка. Большое Савино - аэропорт совместного базирования, взлётная полоса используется и для гражданских судов, и для истребителей. Да и сам аэропорт, построенный в 1952м году, был сугубо военным. Только в 60е к нему в нагрузку добавили гражданскую часть - строить отдельный аэропорт для большой гражданской авиации было накладо.
Посидев в зале ещё немного, спускаемся. Регистрация уже заработала, проходим её и идём в досмотровую зону на первом этаже, где опять надо всё вытряхнуть из карманов, одеть бахилы, а заодним прогнать ботинки, сумки и верхнюю одежду через рентген. Хорошо, хоть штаны снимать пока не надо. Тут же небольшой зал ожидания, где мы и просидели ещё почти час. Перрон из нижнего зала не видно, он отделён от стоянок залом выдачи багажа. Сидим и ждём. Вот, наконец, объявляют посадку. Выходим. Сейчас пройдёмся по стоянке, думаю я, но не тут-то было. Несмотря на то, что от аэропорта до самолёта меньше ста метров, пешком ходить нам не пришлось. Загружаемся в аэродромный автобус, ждём.




Наш А319 "Сергей Прокофьев".




Автобус проезжает сто метров до самолёта и опять встаёт. Пока ждём, снимаю задний фасад аэровокзала.




Диспетчерская и аэродромный тягач. Тягач нужен для того, чтобы вытолкнуть самолёт со стоянки - задним ходом самолёты передвигаться не умеют.




Наконец, нас выпустили. Попытку снять самолёт снаружи бодро пресекает охранник. Ну да и ладно... небольшими партиями пассажиров запускают внутрь. Почему небольшими - становится ясно довольно скоро. Внутри Аэробус 319 довольно-таки тесный, встать в полный рост можно только в проходе, поэтому, пока одна группа раскладывает вещи и ищет свои места, остальные ждут на улице.




Действительно, тесно. Места в эконом-классе А319 куда меньше, чем в стандартном рейсовом автобусе.
Моё окно выходит на крыло. Заслоняет вид, зато хорошо видно, как работает механика - спойлеры, элероны, закрылки. Пока ещё стоим на стоянке, сзади видно несколько самолётов - это списанные Ту-134 Пермских авиалиний. В настоящий момент собственных самолётов у ПАЛа нет.




Выезжаем со стоянки по главной рулёжке. Самолёт поворачивает на курс 32 и рулит до конца полосы.




Разворачиваемся на торце и - поехали! Взлётный режим, прыгая по стыкам плит самолёт разбегается по полосе. Передняя стойка поднялась, по появлению вертикального ускорения становится ясно - летим. Быстро набирая скорость и высоту, самолёт поднимается всё выше. Скорость на гпс-ке доходит до 500 км/ч, затем гпс-ка теряет спутники...жаль, в воздухе их уже не поймаешь. Какое-то время видно деревни и перелески, потом залетаем в облака и земля скрывается из виду. Побалтывает, но совсем немного. Слой облаков совсем тонкий, протыкаем его и - выглядывает солнце (за два часа полёта оно успевает порядком надоесть). В прозрачном воздухе идём в набор, время от времени, пока снижается давление в салоне, закладывает уши. Выходим на высоту полёта, гаснет лампа "Пристегнуть ремни". Что ж, на первый взгляд, ничего страшного.




Облачная погода была и на пути туда, и обратно, землю с высоты десяти километров увидеть так и не получилось. С высоты сплошной облачный покров выглядит как океан ваты. Со временем слева по борту появляются какие-то высотные облака, но мы, конечно же, не стали в них залетать. Облачный океан слабо меняется почти до самой Москвы.
Пора подумать о еде. В первый час полёта приносят сок и напитки, потом дело доходит и до обеда. Хотя полёт длится меньше двух часов, для нас он оказался совсем не лишним - хотя и вылетели мы в полтретьего дня, но завтракали только утром - дорога из Березников отняла много времени. Обед был следующим - запечатанные куски чёрного и белого хлеба, сливочное масло, чай, первое блюдо - винегрет из сыра, ветчины, солёных огурцов, салата и оливок - и десерт. Оригинальный воздушный общепит... Точно так же кормили и на обратном пути.




Быстро пролетают полтора часа полёта, под нами уже московское небо. Облачность здесь куда мощнее, чем над Пермью - многослойная, толстая подушка (циклоны с Атлантики здесь не такие истрёпанные, как на Урале). Изморозь на стекле - всё-таки за бортом минус шесьдесят по Цельсию.




Снижаемся. Давление начинает расти, а у меня начинают болеть уши... Боль не утихает до самой посадки, да и потом не сразу проходит. Довольно-таки неприятное ощущение. При посадке в Савино на обратном пути история с ушами повторяется заново - не разработались. Но вернёмся к полёту. В московских облаках ни зги не видно, только слои тумана выше и ниже. Летим по приборам...




Наконец, земля открывается - снизу проплывает какая-то река, как впоследствии оказалось, канал им. Москвы. Высота уже совсем небольшая. Закрылки в посадочном положении.




Самолёт резко идёт вниз. Выравниваясь на глиссаде, пилот активно крутит рулями - этот момент оказался самым болтучим за всё время полёта. Что-то погудело под ногами и затихло - шасси выпущены.Заходим с прямой на шереметьевскую полосу 25R. Касание - совсем небольшой толчок, сели мягко. Реверс, спойлеры. Неспешно проезжаем почти всю полосу, мимо старого терминала Шереметьево-2, по нынешней системе обозначений C (кому пришло в голову построить главный по тем временам аэротерминал страны Советов в мрачных серобурокоричневых тонах?) - выезд на стоянку терминала D в самом конце полосы. Кстати, трясёт на пробеге ровно так же, как в Савино - покрытие полосы, по-видимому, не сильно отличается. Сворачиваем на рулёжку, из окна видно ещё один борт, идущий на посадку за нами - интенсивность полётов в Шереметьево весьма высокая. Подруливаем к гейту 28, к самолёту присоединяют телескопическую кишку. Конечно же, выпускают не сразу - в авиации дела быстро идут только в полёте, в остальное время надо ждать, ждать и ждать.




Прощальный взгляд из гейта на нашего ездового композитора.




Из гейта мы попадаем почему-то не в здание терминала, а на улицу - здесь нас опять ждёт аэродромный автобус. Забрав всех пассажиров, автобус не спеша объезжает терминал по кругу. Один за другим проплывают мимо стоящие у гейтов самолёты, все как один Аэрофлотовские. Неудивительно, ведь Шереметьево - порт приписки Аэрофлота. В районе 15го гейта автобус останавливается, и мы наконец-то попадаем в терминал D. Зал прилёта с багажными транспортёрами.




Выходим из терминала на стоянку, там нас уже поджидает 817й автобус до метро Планерная. И начинается наша длинная дорога в Москву... Сперва автобус вроде бы вырулил на Международное шоссе, но потом свернул вниз, и поехал обратно. По извилистой дорожке мы объехали по кругу весь аэропорт, развернулись у исторического аэровокзала Шереметьево-1 и "рюмки". Так получилось, что в нынешнем Шереметьево терминалы находятся с разных сторон ВПП, связь между D, E, F c одной и B, C c другой стороны осуществляется с помощью автобусов. Едем дальше. lord_pax замечает, что дорога-то не больно и нагруженная. Я отвечаю, что это пустое шоссе - ещё не Ленинградка. Едем дальше, и после развязки мы наконец выезжаем на пресловутое Ленинградское шоссе. Ну что, шоссе как шоссе, шесть полос, машин на первый взгляд немного… но это только на первый взгляд. Проехав пару километров, мы попадаем в вялотекущую пробку. За развязкой с Международным шоссе - прямым выездом к Ш2 - становится ещё хуже (Смотрю в гугле на развязку Международного с Ленинградкой и не могу понять - как со стороны Твери на него заезжать? По-видимому, никак). За окном безрадостные картины ближнего Замкадья - заборы, деревянные дома, промзоны. Через какое-то время въезжаем в Химки, которых почти не видно из-за торговых центров, построенных вдоль шоссе. Химкам особенно не повезло, иметь в качестве центральной улицы (и главного выезда в Москву) Ленинградское шоссе - совсем не сахар. Хорошо ещё, что у Химок есть улица Маяковского, проходящая под Ленинградкой, иначе попасть из восточной половины города в западную было бы проблемой. Пробка тянется вплоть до МКАДа, что там дальше мы уже не увидели, так как автобус проехал через МКАД на улицу Свободы и относительно быстро добрался до Планерной. В общем, в хостеле мы были спустя три часа после прилёта в Шереметьево, в полтора раза дольше, чем летели самолётом.
* * *
Собираясь в обратный путь мы решили не экономить и поехать новомодным аэроэкспрессом. Экспрессы ходят от Белорусского вокзала с получасовым интервалом, доезжая в Шереметьево за тридцать пять минут. Всё отлично, кроме цены, она составляет 320 рублей с носа, более чем в десять раз дороже автобуса. Да что автобус, это дороже, чем проезд на электричке до конечной станции Савеловского плеча... Тем не менее, экспрессы не ходят пустыми - если хочешь спланировать время приезда, альтернативы нет - заплати и езжай. Но и тут нам не везёт - опаздываем на свой рейс и попадаем в дневное часовое окно. Времени остаётся впритык... Сам экпресс снаружи мне снять не удаётся, на Белорусском вокзале не выпускают людей на перрон до начала посадки (совсем как в аэропорту...). Потому снял только зал ожидания аэроэкпресса на Белорусском. Зал как зал... только в углу постоянно орут про "защитную упаковку багажа". За час зело надоедает.




Народу в электричке настолько много, что даже к окну сесть не получилось. Едем через север столицы - пожалуй, даже сидючи у окна, я бы эти места снимать не стал... прибываем вовремя, ровно через 35 минут мы уже в вестибюле аэроэкспресса в Шереметьево. До самолёта осталось меньше часа, лёгкой рысцой двигаемся по галереям в D. Идти, между тем, немало - почти полкилометра, и потом ещё в самом терминале до самого конца операционного зала - стойки регистрации на региональные вылеты находятся именно там.




Стоек в отличии от Савино очень много. Почти сразу проходим регистрацию - три места рядом нам уже не осталось. Дают места возле аварийного люка по разным бортам. Приходите на регистрацию заранее, товарищи!
Проходим досмотр. Досмотровая зона выглядит поприличней большесавинской, и ниток побольше, но скорость - самое главное - точно такая же.




Зал ожидания терминала D. Увы, уже не было времени как следует тут всё осмотреть...




Из зала прекрасный вид на перрон. Более того, даже есть места, ориентированные на внешнее остекление.










Вдалеке на стоянку заруливает грузовой b747




Тот самый аэродромный автобус. В Перми точно такой же.




И опять ждём. Посадку задерживают, проходит ещё полчаса... наконец, запускают в самолёт. На этот раз без всяких автобусов, сразу по "кишке" попадаем на борт. Места у аварийного люка оказываются на самом деле очень удобными - расстояние между рядов кресел там увеличено, поэтому места куда больше, чем в других рядах. Из "форточки" не дует, проверено. Так как проходим одни из первых, сажусь у окна. Финт прокатывает.
Вид с рулёжки на полосу 25L. Перед нами взлетает борт, мы заруливаем на ВВП сразу же за ним. Плотность полётов здесь не чета пермской - самолёты взлетают и садятся как на конвеере.




Во второй раз взлёт - уже обыденность... привыкаешь к полёту очень быстро. Взлетаем, набираем высоту в многослойных облаках. Кажется, им нет конца. Но в итоге всё равно выбираемся в стратосферу...




Встречный борт.




Под крылом самолёта о чём-то поёт бескрайнее облачное море. Летим на восток, сторона не солнечная.




На высоте одиннадцати километров темнеет совсем не так, как на земле. Видно чёткую границу между светом и тенью.







Два часа полёта пролетают быстро. За окном совсем темно, когда мы, проткнув облака, выныриваем в окрестностях Перми. Схема захода здесь интересная - самолёт разворачивается прямо над центром города. Мне удаётся сделать несколько снимков.




Пермнефтеоргсинтез. Мы уже на глиссаде Большого Савино.




В темноте почти не видно приближение полосы. Садимся - довольно жёстко. Быстро включается и затихает реверс, пилот интенсивно тормозит. В Перми три рулёжки, но зимой чистится только главная, подходящая к стоянке у аэровокзала, поэтому самолёту надо либо успеть сбросить скорость до рулёжки на полутора километрах полосы, либо проезжать всю полосу до торца, разворачиваться и возвращаться до рулёжки ещё полтора километра. Наш пилот успел затормозить и сразу повернул к стоянке - пассажиры в этот момент зааплодировали. Выезжаем на стоянку, глушимся, ждём. Выгрузка на автобусе повторяется в обратной последовательности. Прощальный снимок перрона (смазал из-за подвернувшегося охранника...).




Наш полёт закончился, благодарим вас за время, проведённое в нашей компании :)

Пермь, Большое Савино, 2011, авиация, Шереметьево, Москва

Previous post Next post
Up