Железнодорожный музей - вещь, которую я никак не мог пропустить. Зайти в него было запланировано ещё на подготовительном этапе. Музей, конечно, не чета
питерскому, он намного меньше. Но для такой небольшой дороги, как калининградская - музей весьма неплох.
Открытая площадка с вагонами на ней отлично просматривается ещё на дальних подступах, соседствуя с автовокзалом.
Но пройти на неё непосредственно с автовокзала нельзя. Мы обошли всю насыпь, но так и не нашли никаких лестниц и проходов.
В конце концов мы сообразили перейти Киевскую улицу и поднятся по лестнице возле управления Калиниградской железной дороги. Видите в центре чуть заметную белую полосу? Это и есть лестница. Сперва, конечно, надо ещё зайти на огороженную территорию, калитки в которой то открывают, то закрывают. В крайнем случае идите через автомобильный проезд, там пройти можно всегда. Поднявшись, надо перейти пешеходный мост над Киевской, он виден справа.
Схематический памятный знак возле управления дороги. Не совсем соотсвествующая истине, линия от Светлогорска на Балтийск разобрана. До 1945 железнодорожная сеть была ещё гуще. В процессе дележа территории Пруссии границы между Польшей и СССР прошли по-живому, превратив магистральные пути в тупики (на сегодняшний день между Польшей и Калининградской областью действует только один железнодорожный проезд - через Мамоново).
Но не так-то просто всё оказалось. Пешеходный мостик, ведущий к открытой площадке музея, закрыт. Открывают его только по выходным дням.
Мы не отчаялись и решили попробовать зайти в музей, расположенный в ДК железнодорожников. В отличие от открытой площадки, он как раз работает по будням.
Музей занимает небольшую комнату на 1м этаже.
Набор посуды из фирменного поезда "Янтарь".
Немецкая схема станции Кенигсберг, как раз малая часть того комплекса, что был выстроен в 1920е и существует поныне.
Расписание поездов на Кранц (Зеленоградск) образца 1944 года. Железная дорога в Кёнигсберге исправно работала вплоть до начала боёв за город.
Разнообразное электрооборудование.
Модели, конечно, как без них. Сверху целый бронепоезд стоит.
Общий вид экспозиции.
Сувениры.
Пожалуй, самый ценный экспонат - старинная МПСовская скамейка.
В музее нам наконец рассказали, как попасть на открытую площадку. Надо или выходить к ней с вокзала, со стороны третьей платформы, либо от здания управления дороги, уже не по закрытому пешеходному мостику, а вдоль путей. Кстати, могу отметить, что на человека с фотоаппаратом работники дороги не обращают особого внимания. Сказывается какая-никакая насыщенность туристами.
Проходим мимо здания дороги.
И наконец попадаем на музейную площадку. Кроме разнообразной техники, здесь представлена весьма обширная экспозиция путевых решёток. Евроколея 1435 мм на металлических шпалах "эпсилон"
Совмещённый путь 1520-1435 мм.
Решётка на металлических шпалах трапециодального сечения. Использовались немцами в 1930е, кое-где исправно служат до сих пор.
Двухосная тележка с винтовой стяжкой.
Вагонный замедлитель. Такие используются на сортировочных горках. Не думал, что это настолько здоровенная штуковина.
Железнодорожный кран МК6 1950 года выпуска. Эксплуатировался до 1981 года.
Трофейный немецкий паровоз ТЭ (в "девичестве" - BR52).
Зелёный вагон неизвестного назначения.
Железнодорожный кран ДЖ-45 1935 г.в. Кран, выпущенный Воткинским заводом эксплуатировался в Калининграде до 2002 года.
Ещё один вагон, коричневый, также неизвестного назначения. Я снимал не очень тщательно, не искал таблички, и только вернувшись домой, обнаружил что информации о музее в сети очень мало.
Семафор.
Неизвестный четырёхосный вагон.
Платформа с пушками.
Четырехосный пассажирский вагон 1879 года выпуска. До 1959 использовался в пригородном сообщении, после чего использовался как жильё, в нём жили четыре работника ПМС-93.
Печка внутри вагона.
Вагон-мастерская
Внутри какие-то фотографии. По-видимому, внутрь запускают экскурсии.
Пресс для распрессовки и запрессовки вагонных и локомотивных колесных пар Т403 1986 года выпуска.
Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-590. Ещё совсем недавно он работал, списан в августе 2011 года.
Электропоезд ЭР1-228. В музей попали и головной компрессорный, и моторный вагоны.
Паровозная колонка.
Вагон с жёлтыми окнами, он же служебный вагон начальника Калининградского отделения Прибалтийской дороги ( после 1991 Калининградское отделение стало самой маленькой железной дорогой в составе МПС-РЖД). Вагон 1937 года, деревянный. Переоборудован под служебный в 1964 году.
Спальный "шлафваген". Такие использовались для европейских поездов, возле вокзала на евроколее и сейчас стоят несколько.
Купе "шлафвагена".
Ну и конечно "Лебедянка". Какой музей без паровоза "Л"? Конкретно этот Л-282 восстановлен в 1985м, непонятно только, где он был до 2000 года, когда открыли музей. По-видимому, где-то работал памятником.
Трибуна, с которой открыли пассажирское сообщение Калининград-Берлин в 1993 году. В настоящий момент берлинский поезд отменён.
Случайный "экспонат". Рельсовый дефектоскоп, оставленный путейцами.
Тихий уголок... Но это только на первый взгляд. Место здесь довольно шумное из-за потока транспорта на Киевской.
Прямо возле музея мирно стоят скромные могильщики железнодорожного пассажирского сообщения в области - рейсовые автобусы.
Пешеходный мост через улицу Киевскую.
Вот и всё на сегодня.
Другие посты про Дальний запад.
Общее впечатление. Транспортная составляющая.