Книгоянварь ч.2

Feb 01, 2016 18:01

Книгоянварь ч.1


Вацлав Михальский "Весна в Карфагене"



Эммигранты первой волны, уплывающие тайно из Крыма, из разоренной красной России в далекую французскую колонию- Тунизию. Идущие под двумя флагами: андреевским и французским-единственной страной, которая взяла на себя покровительство над русскими беженцами дворянского происхождения. Роман-эпопея о том поколении, которому пришлось пройти самые страшные времена нашей истории. Семейная сага длинной почти в век, охватывающая и время до революции, и начало становление советской власти, и годы Великой Отечественной. Начавшаяся в Крыму, она проведет читателя через знойный Тунис, пустыню Сахару, блистательный Париж и Москву времени советской власти и доносов. В центре романа судьбы разлученных в толпе сестренок, дочерей расстрелянного в спину адмирала Мерзловского

Старшую, 15-ти летнюю Марию судьба забросила в Тунис, а младшая, Сашенька, которой не было и годика, осталась с мамой и росла и училась уже в новом времени, совершенно не зная ни о своем происхождении, ни о своей прошлой жизни. Мама, урожденная графиня, говорящая свободно на нескольких языках, вынуждена скрывать свое происхождение, образование, родной язык и жить под чужой фамилией. Она не чурается самой черной работы: посудомойкой, дворником, уборщицей и растит Сашеньку, которая уверена в том, что она из самых низов рабоче-крестьянского слоя. Саша учится на медсестру, живет с мамой в пристройке с окном в потолке, поет украинские песни и читает ей вслух, будучи уверенной, что ее мама неграмотная крестьянка.

Совсем иная судьба ждет Марию, старшую дочь адмирала Мерзловского. Она получила блистательное образование при царской России, она помнит свою страну, той, какой она была до прихода красной чумы, и любит ее даже в изгнании. У нее гибкий аналитический ум, склонности к математике и экономике. Она приспосабливается в эммиграции, заводит друзей и начинает свое дело, в бесконечных мыслях о том, "как так произошло, что мы упустили Россию?". Она помнит маму с сестренкой и постоянно молится о их встрече, веря, что они живы. Будет у девочек и первая любовь, и разочарования, тоска по родине и по тому, чего совершенно не знаешь и не помнишь. Неосознанный зов крови, печать происхождения, нескольких поколений патриотов своей страны.

Много музыки, русской литературы, романсов, стихов и любимого писателя семьи-Чехова. На нем росли и восхищались, цитировали и играли в любительских спектаклях, с его героинями и отождествляет себя Маша, когда пытается разобраться со своей любовью и томлением. Особенно яркой получилась линия Сашеньки, Мария пока вызывает больше интереса, чем симпатии-как то в ней всего получилось черезчур много, но возможно потом образ раскроется полностью. Хорошая книга-первая из цикла об эммигрантах. Обязательно буду читать остальные.

Стивен Кинг "1408"



1408-номер в отеле "Дельфин", в Нью Йорке, в котором вот уже много лет никто не останавливается. Думаю, этот отель-зеркальное отражение отеля "Дельфин" в Японии, где вели расследование герои трилогии "Охота на овец" Х.Мураками. Но если у Мураками это все было, как обычно, хоть и с овцой в голове- мирно и ровно, то у Кинга получился самый настоящий ужастик. Небольшое произведение, где концентрация страхов на количество текста просто зашкаливает. Самое интересное, что прямого указания на конкретное зло почти не встречаются. Все ужасы мастерки нагнетаются какими то деталями, моментами, ньюансами, звуками и недосказыванием. Все то,что читатель может додумать сам, вытащив из своего подсознание именно то, что пугает его самого.

Майк-писатель, который сделал себе имя на романах о призраках. Он не верит в подобное совсем, только пишет о них, проведя собственное расследование, побывав на местах, славящихся своей паранормальной силой. Для очередного писательского замысла он задумал провести ночь в номере отеля "Дельфин", за которым закрепилась слава самого жуткого номера с призраками. В нем с начала века было уже 56 смертей, преимущественно самоубийства, и даже горничные не заходили в него без особой нужды и только по двое и больше человек. Каждый, кто туда входил, чувствовал в нем что то тяжелое и не мог находиться долго. Но Майка с его скептицизмом такими историями не напугать и он смело входит туда, чтобы больше никогда его не покинуть, даже если ему повезет остаться в живых.

Аудиоверсия спектакля была по настоящему жуткой. Я не смогла ее слушать вечером, только среди людей, днем, когда светит солнце. Было не по себе, даже не потому, что у меня очень хорошее воображение, а именно из за атмосферы. В 90-х был популярен сериал "Твин Пикс" и вопрос: "Кто убил Лору Палмер?" растянули на несколько серий, каждая из которых была сама по себе жутковатая, хотя вроде ничего особенного не происходило. Так и здесь-автор поставил множество ловушек для разума, которые погружают в паутину липкого необъяснимого страха через призму героя.

Карлос Руис Сафон "Марина"



Все таки Сафон-такой Сафон! Краснобай и сказочник-он завернет так, что мало не покажется, приправит все нарисованное его воображением видами сказочной Барселоны и легкой грустью от смертей даже отрицательных персонажей, и читатель будет идти за ним как завороженный, чтоб только узнать что там дальше. Я не знаю ни одного писателя, которому подобный жанр удавался бы столь легко, красиво, изящно и призрачно невесомо.

В этом романе махровая готика в чистом виде. Все то, что мы можем вообразить себе при этом слове-есть в романе. Старинные кладбища, заброшенные оранжереи, больная девочка, разрывание могил, ожившие марионетки, загадочная женщина под вуалью, черные бабочки и таинственные эликсиры, старые фотографии с уродливыми детьми, ожившие полузомби, которые очень хотят жить, предательство и месть, страшные пожары и отрубленные кисти рук... Честно говоря, мне бы хватило и трети перечисленного, чтобы читать с интересом, но, по мнению автора, в хорошей сказке всего должно быть с избытком!

А еще в романе много прекрасной Барселоны,только из за которой даже стоит читать Сафона: узкие петляющие улочки, готические соборы с бесстрашно взирающими на людей горгульями, узкие карнизы старинных домов, на которых так неудобно стоять и карабкаться, горы Монжуик и Тибидабо, откуда так хорошо видны рассветы и пожары, дребезжащие трамваи и заброшенные театры, лабиринты подземного города в канализационных люках и многое другое, не менее чудесное. Барселона живет своей жизнью, участвуя в судьбах героев, проходя мимо них красной нитью радостью первой любви или печалью потерь. Солнечный город, совершенно преображающийся с приходом ночи, город в котором так много тайн и надежд.

Главный герой-сирота Оскар, живущий в приюте. Он случайно попадает в старинный особняк, где уединенно живет художник Герман со своей дочерью Мариной и становится им другом. Вместе с Мариной они гуляют по городу и, беседуя, забредают на кладбище, где замечают таинственную женщину под вуалью в заброшенной оранжерее и начинается такие приключения, что я бы на месте Оскара десять раз поседела в процессе расследования. Однако, книга смогла меня отвлечь от собственных мыслей и читать было интересно в каждый момент, потому что все характеры, причины поступков и истории судеб здесь выписаны тщательно, хоть и не всегда правдоподобно, но, разве когда слушаешь сказки-такое берешь в расчет?

Как итог-роман хорош в своем жанре, красив и мрачен в одинаковых пропорциях, но ощущение грусти после него светлое и недолгое, потому что знаешь, что не смотря ни на что-вся история выдумана. Трилогия "Кладбища забытых книг " у него интереснее, возможно из за объема и нескольких параллельных линий, а может потому, что более достоверна. Но зато "Марину" можно брать для первого знакомства с автором, чтобы понять что он из себя представляет.

Джон Кейз "Код бытия"



Я вычислила свой идеальный детектив!
Он должен быть прежде всего:
-умным, чтоб было над чем подумать и поломать голову,
-в нем должна подниматься какая нибудь интеллектуальная тема, мотивы или методы разгадки,
-уметь удивить по ходу текста, идеей или концовкой
-суметь рассказать мне что то новое по теме, на которой завязан

Очень хорошо, если в нем будет присутствовать:
- медицинская тематика, и, желательно не такая, чтобы догадались с первого раза (а если это будет генетика с ее тайнами-то вообще отлично!)
-экономическая подоплека, ради которой игра стоит свеч
-параллельная линия теории, которая в итоге окажется одной из сторон решения загадки
-претензии на мировое господство, какую нибудь глобальную проблему, вопрос или угрозу, которая затрагивает всех так или иначе.
-детектив одиночка, который располагает достаточными связями во всех смежных к решению проблеме областях влияния, и не обладает живучестью, везучестью и неуязвимостью Джемса Бонда.
-умный и изворотливый противник
-слегка открытый или двойственный финал

По содержанию он должен быть обязательно:
-динамичным, чтобы мне даже не приходило в голову с тоской смотреть количество оставшихся страниц
-захватывающим до такой степени чтобы жертвовать сном ради чтения
-логически обоснованным, чтобы следствия вытекали из причин, выстреливали все ружья, и я верила в то, что ради этого действительно можно пойти на все противозаконные действия

Ну, и чего в моем идеальном детективе не должно быть:
-много крови и жестокости просто потому, что автору так захотелось
-подробных описаний физических издевательств над детьми, беременными и животными. Умеренные истязания, без наслаждений и смакований страданий моя психика выдерживает нормально.
-долгие и подробные обсасывания и пережевывания одного и того же разговоры без действий.
Все прочее, включая психов, насильников, геев, элементы фантастики, черного юмора, религии, политики я употребляю. Место и время действия значения не имеют, но в этом случае тоже хотелось бы достоверности и деталей, которые будут характеризовать определенную эпоху или страну.

В этом детективе сошлось около 90% моих пожеланий :) Странные, почти ритуальные убийства младенцев, неуловимый и могущественный враг, большая тайна в области генетики, непростое расследование, которое заведет нас во множество стран и передряг, ну и эффектная развязка, как вишенка на торте, тоже имеется. Несмотря на то, что основную идею я поняла на первой сотне страниц (за это и скостила 5%), читать почему и как это все обставили было тем более интересней.

Если у кого нибудь в списке прочитанного завалялась книга, подходящая под мои описания хотя бы частично-приму с благодарностью в хорошие руки :)

Наталья Соломко "Белая лошадь-горе не мое"



Переросла я книги про школу, видимо. Не трогает совершенно ничего внутри. Ни одна сюжетная линия не отозвалась, может и потому, что показалось все вскользь, пунктиром, без достаточной глубины. А еще и потому, что главный герой мне не особо понравился. Мне он казался сам ребенком, которого нужно опекать и наставлять, а детей у меня и в жизни достаточно. Не вызвал авторитета и симпатии, на которую рассчитывал автор. Все у него слишком максималистично, не расставшись с идеалами юности, без полутонов. Только черное или белое, а я такого в литературе вообще не люблю.

Молодой учитель возвращается в свою школу после института, берет классное руководство и внедряет в школе то, во что верит, занимается детьми, влюбляется в старшеклассницу, защищает своих подопечных. Слишком тонкая грань между учителем и учеником, причем не только у него. Почти весь педсостав какой то странный. Учителям пишут записки с признаниями в любви, они регулярно истерят и обижаются на учеников, ведут себя, по мнению молодого учителя, слишком жестко с детьми-учат их настоящей жизни, а не максималистическим идеалам, в которые он верит. Не проняло.

Наверное я слишком циничная, или у нас с главным героем уж слишком большая разница в воспитании детей. Я рада, что мои сыновья у него не учатся. Я больше за классическую школу преподавания.

Евгений Гришковец "Как я съел собаку"



Гришковца, как автора, я знаю давно, но поверхностно. Больше по 15 минутным зарисовкам на ТВ, лет 10, или больше, назад, когда мои дети были еще маленькими, а интернета не было. За 15 минут экранного времени перед новостями он умел затронуть простыми словами что то в душе. Самое интересное, что объяснить- о чем он говорит, никогда не получалось. Смысл как то ускользал, утекал сквозь пальцы и разум. Оставалось только ощущение, что он говорит как то хорошо, душевно. Просто болтает и все, о чем угодно, а тебе нравится. Давно хотела познакомиться с каким то большим объемом в его творчестве, и, наконец, случай представился-я увидела в сети его аудиоспектакль "Как я съел собаку".

Название, честно говоря, больше отпугивает, чем притягивает. Я не хотела слушать подробности про бедную собачку, но все таки решилась. После 2/3 спектакля я была уже уверена, что в названии выведен просто стилистический оборот речи, и никакой собачки там не будет, но все таки ошиблась. Собаку ели, простите за спойлер, натуральным образом. Только мне уже к этому моменту было все равно, я даже подхихикивала его юмору относительно ситуации-вот что значит мастерское владение словом и умение держать аудиторию!

А пьеса оказалась такая душевная. Кое что из сказанного по прежнему улетучилось из восприятия совершенно, но что то осталось. Он говорил преимущественно о своей службе на Русском остове в качестве матроса. Как ехал туда, ощущал себя матросом, как защищал родину, как драил палубу, спал на подвесных койках, писал домой и другие детали службы. Были вставки из его,или нашего общего, детства: про утро, школу, какие то сложности школьные, улицу, про мультики, завтраки, шершавые руки бабушки, про сон и бессонницу, хвастовство и досаду... Хорошо так. Слушала и улыбалась. О чем бы он не говорил-он говорит прежде всего об ощущениях. Как то просто и понятно о том, что есть в душе, в прошлом, в памяти, у каждого из нас, по крайней мере, у моего поколения и раньше.

Мюриэль Барберри "Лакомство"



Небольшая, но очень емкая книга о том удовольствии, которому каждый из нас подвергается каждый день неоднократно: о радости вкуса. Одно из важнейших составляющих нашего гармоничного существования изо дня в день-еда. То, что заставляет нас радоваться, восторгаться, удивляться и успокаиваться. Еда не как способ выжить, но получить невероятные ощущения от смешения вкусов или любимого лакомства. Все мы частенько предаемся чревоугодию в той или иной степени. Побаловать себя конфеткой или бутербродом с семгой, кружочком копченой колбасы или вредными чипсами- что может быть приятнее, особенно когда настроение на нуле?

Частенько еда вызывает определенные ассоциации и привязывает нас к месту, времени и обстоятельствам, как например тот необычный салат в гостях пять лет назад, пицца с тянущимися спагетти кусочками моцареллы в узких итальянских улочках или дорада на гриле с видом на море в Греции, а может и простая чечевица в ресторане "Ля Когнетт" в маленьком городке в центре Франции, куда впервые в жизни забросила судьба. Все это воскресает в памяти мгновенно, при воспоминании о каком либо блюде.

В Париже, в своей постели, умирает старый и, скажем прямо, противный и желчный ресторанный критик, чьей единственной радостью за всю жизнь, интересом и страстью была только еда. Он умирает томимый каким то неясным вкусом и воспоминанием, которое никак не может оформиться внутри. Он хочет чего то, а сам не может понять и от этого пускается в воспоминания о каждом из своих пережитых удовольствий и всего того сопутствующего, что с ними было связано. Параллельно мы видим зарисовки каждого, кто присутствовал в его жизни, и как они видели его самого с разных точек зрения. Книга изящная, эстетически приятная и по-французски легкая, несмотря на то, что общий посыл в ней все таки серьезный.

Павел Сутин "9 дней"



Кто из нас не думал хоть раз в жизни о том, чтобы изменить тот или иной ключевой момент своей жизни. Вот если бы в тот момент поступить иначе, пойти другой дорогой, не делать того, что запустит цепочку случайностей, которая вскоре приведет именно к таким последствиям. А если выбрать другой путь, решить иначе, то и в жизни было бы все по другому. Возможно, гораздо лучше того, что сейчас есть на самом деле.

Компания друзей- однокурсников, собирается по печальному поводу: их общий друг трагически погиб в автомобильной аварии. Собравшись его помянуть, они случайно обнаруживают в компьютере странный снимок их общего друга, после химиотерапии, только если учесть, что друг жив-здоров и цветущ, и у него никогда не было рака- это кажется дурной шуткой. Кроме этого в компьютере есть запароленная папка, которая тоже может пролить свет на непонятное, а может запутать еще больше. Странные вырезки из газеты о гибели одного из друзей в лавине, фото деда с одной рукой, когда он на самом деле всегда был здоров и цел, и другие странные фото и видео, которые, мягко говоря, не имеют ничего общего с реальностью и замечательно, потому что изображенное там гораздо хуже того, что есть в действительности.

Ребята начинают собственное расследование, которое приведет к неожиданным результатам. Все, что они сейчас имеют-это не просто так, это подарок свыше от этакого Крестного фея, который каким то образом мог вмешаться в их судьбу и скорректировать ее в ту сторону, которая была наилучшим вариантом для каждого. Книга очень интересная той самой темой, которую я люблю. Еще одна разновидность "Часов с вариантами", как у Житинского, но более взрослая, серьезная, хоть и менее обоснованная с точки зрения процесса этого действия. За это невнятное обоснование и сняла балл. Но всем, кто увлекается подобными играми со временем-читайте, книга того стоит!

Надеюсь вы осилили рецензии хотя бы частично, на заинтересовавшие книги :) Простите,как то так много букв получилось...
Традиционный вопрос: а что читали вы в январе? Что посоветуете, чем удивите?

И еще вопрос к тем, кто последнее время добавил меня в друзья. Кто вы, с какой целью , живые, хотите общаться или просто так? Мне приятно внимание, но и немного пугает, т.к. мой журнал совершенно обычный, жизнь серая, плюс я еще большая лентяйка до его регулярного ведения. Хотите общаться-расскажите о себе. Я люблю знать всех по именам а так же по именам ваших детей и кошек и в лицо :) Этот пост-отличная возможность познакомиться :)



книги

Previous post Next post
Up