Написанная мной неделю назад
заметка о «профессиональных потерпевших» - людях, которые пытаются выигрывать что-то для себя, играя на отношениях между дольщиками и строителями, и опубликованная на нескольких ресурсах, вызвала настоящую бурю разных отзывов. От проклятий тех, кого она высветила, непонимания от тех, кто не в теме, но волнуется о вложенных своих деньгах, до одобрений от людей, уже прошедших подобного плана «разборки».
С чем связан такой разнобой? В основном с тем, что она «не в тренде» того, как принято писать об этих темах. Нормально же как: дольщик - всегда прав (он же денег заплатил), строитель - всегда неправ («у него же сверхприбыль»). А та позиция, которой придерживаюсь я - она непривычна, она заставляет думать, отрывать свои чресла от стульев и вспоминать, что дольщик - это не покупатель квартиры.
Дольщик - это соинвестор! А в этом статусе на него ложится часть рисков по взаимоотношениям строительной компании с остальными составляющими рынка (
подробнее об этом): с чиновниками самого разного уровня и с сетевиками-монополистами. Как минимум.
Как он может принять участие? Как минимум - не мешать решать эти проблемы, а как максимум - участвовать в диалоге со строителями своего дома и если протестовать против чего-то, то не во вред, а для решения вопросов. И то, что это возможно, как раз и показала сегодняшняя встреча руководства ЛЭК с будущими владельцами квартир достраиваемого дома на углу Серебристого и Испытателей. В родном районе, «реально элитном» как принято говорить.
К этой встрече обе стороны готовились больше недели: будущие домовладельцы собирали вопросы, ЛЭК готовил ответы (вопросы отправлялись им заранее). За час до назначенного времени все стороны собрались непосредственно на строительной площадке, желающим выдали строительные каски (кому - рядового состава, а кому и белые - инженерного) и разрешили пройти по объекту. Потом собрались все в чьей-то будущей квартире, оборудованной под штаб строительства.
Представители ЛЭК по одной стороне, будущие жильцы - по другой. С видеокамерами, что серьезно и правильно. И встреча началась. В спокойном и деловом тоне, что со стороны смотрелось очень и очень достойно: сначала обошедшие квартиры рассказали об увиденном, а потом началось обсуждение вопросов по очередности и существу - графики работ, пожелания, вопросы и ответы.
Очень хорошо, что встреча вся снималась дольщиками на видео, так как многие вещи потом нельзя будет толковать двояко. А двоякость эта может всплывать отчасти из-за разного понимания одних и тех же терминов: постоянная схема подключения, готовность, заселение, акты…
Мучить подробностями смысла не имеет, тем более, что они имеют отношение только к собравшимся. Притом - как с одной, так и с другой стороны. Только вот некоторые вещи вызывали реальное удивление у будущих жильцов.
Особенно это касалось того, какие сроки занимает оформление тех или иных документов. Просто кое-кто может и до сих пор пребывает в неведении, но то, что касается отношений с монополистами или госчиновниками (особенно в части подписания и регистрации договоров и
собственности) - это месяцы. Я об этом стараюсь писать в сообщество и заканчивать не планирую.
На любой простейший запрос компании-монополисты типа Ленэнерго или Водоканала отводят себе по 21 дню, а таких бумаг - десятки. И многое из них оформляется уже после завершения строительства и имеет отношение не к строителям, а к той управляющей компании, которая будет содержать дом. Или - ТСЖ, но о его создании или несоздании будущие жильцы тоже пока не думали.
Даже вот такие моменты могут решаться быстрее или как минимум не затягиваться, если дольщики будут не ультимативно общаться со строителями, а встречаться и разговаривать. Под силу? Вполне. И именно в этом заключается сотрудничество.
Прозвучали и вопросы: может кто из дольщиков чем-то помочь в части ускорений, если имеет такую возможность? Ну, может работает в какой из организаций. Из собравшихся - никто не выразил желания. Отметили результаты договоренностей, пообещали лишь составить и подписать потом протокол.
Из запланированных двух часов на разговор уложились в полтора. Не было вопросов, что прозвучало от самих же собравшихся. Но зато не обошлось и без попыток провокаций.
Одна из присутствующих, представившаяся «руководителем общественной приемной ПредСовФеда Миронова», попыталась высказать какое-то несогласие. Представители ЛЭК ее попросили уточнить, но вот с конкретикой возникли проблемы: женщина порекламировала свой сайт партии, но одернули ее уже жильцы.
Я спросил ее: «Вы представляете «Справедливую Россию»? Она согласилась. - А вы сама дольщица дома. - Нет…
Через минуту она, увидев, что я все записываю, наклонилась ко мне и прошептала, что представляет она общественную приемную Василеостровского района. Дом, напомню, находится в Приморском.
Что делают такие люди на встречах дольщиков? Чьи-то права защищают, ничего не говоря по существу? Или пиарят свои мертворожденные партийные образования перед очередными выборами - это даже не вопрос. В данном конкретном случае ее не захотели слушать в первую очередь сами же дольщики.
Вот такая встреча. Сказать, что она что-то коренным образом поменяла? Никаких революций. Но результат достигается не революциями и не истошными криками, а разговором и желанием слышать друг друга, формулировать вопросы и делать что-то, нацеленное на результат. Без провокаторов и партийных горлопанов. В данном случае на результат надеяться можно: по утвержденному графику дом сдается в конце 2 квартала этого года, а уже к осени желающие смогут получать свои квартиры по актам.
Ps. Ради справедливости отмечу, что был там и еще один «партийный» человек. От, не к ночи будет помянутой, «Единой России». Но он участвовал в разговорах по существу и это первый живой единоросс, который не вызвал отторжения у меня лично.