Будет ли недвижимость «тихой гаванью»? Часть 2

Jan 08, 2012 14:01

Про политику и выборы, налоги и доходы населения

Если отбросить всю мистику относительно конца света в 2012 году, на поверхности остается вопрос перспектив рынка недвижимости на ближайшие годы. Основные макроэкономические факторы, связанные с мировой экономикой, уже рассмотрены в первой части статьи «Будет ли недвижимость «тихой гаванью»?». Сейчас - продолжение, а в третьей части останется упомянуть ипотеку и ставки, строительство и объемы, подвести итоги и сделать выводы.



Про политику и выборы

Предстоящий 2012 год является годом выборов президента России. С одной стороны, событие крайне важное для страны, но с другой - мало влияющее на рынок недвижимости. Для данной сферы не столь важно кто станет президентом, важен сам предвыборный ажиотаж. Однако нынешняя предвыборная кампания стала необычной сразу по двум причинам.

Во-первых, партия власти довольно быстро определилась с кандидатом, сразу ликвидировав предвыборную интригу. Во-вторых, выборы в Государственную Думу вызвали необычную волну протеста. Вроде как оппозиция, наконец, дала о себе знать, митинги несогласных прошли, но они не несли в себе каких-то четких политических требований. При этом сам факт состоявшихся митингов поставил под сомнение тезис о политической стабильности в России. А именно он был одним из основных аргументов в пользу прогнозов о неизбежном и постоянном удорожании недвижимости последние 12 лет.

Как отреагировал на это рынок? Отсутствием роста цен, а в 2003-2004 и 2007-2008 годах в период выборов цены на недвижимость в Москве прибавляли по 20%-25%. Вполне естественно было ожидать подобной реакции рынка и в этом году, начиная с осени 2011 года до середины весны 2012. Выходит, нет предвыборной интриги, которая как раз и разрешилась в конце сентября, нет и предвыборного ценового ралли…

Аналогично поведение рынка в декабре. Нередко этот месяц оставался на рынке недвижимости довольно активным, а предновогодние акции и скидки только стимулировали продажу недвижимости во всех сегментах. Нынешний декабрь оказался довольно пассивным. В первой половине месяца внимание людей отвлекли протесты против итогов парламентских выборов, а после них внимание раньше обычного переключилось на новогодние праздники. Про новогоднее ралли на рынке недвижимости также пришлось забыть. В итоге прирост цен по итогам 2011 года оказался минимальным, по сути, только на уровне инфляции. И пока ничто не предвещает всплеска покупательской активности и дополнительного роста цен в начале 2012 года, хотя в прежние предвыборные периоды все это было.

Про налоги и доходы населения

О введении рыночного налога на недвижимость сказано уже очень много. Этот фактор будет способствовать сдуванию пузыря на рынке недвижимости. Но рыночный налог на недвижимость пока так и не введен, а вот другая сторона налоговой политики вызывает у мыслящих людей серьезные опасения.

Речь идет о росте налогов на физических лиц и планах еще большего их увеличения в дальнейшем, что может поставить крест как на национальном проекте «Доступное жилье», так и существенно ухудшить и без того сложную демографическую картину в стране. Если задаться вопросом «Кто способен заработать себе на жилье и купить квартиру?», то ответ очевиден. Явно не малоимущие - этой категории граждан государство вынуждено предоставлять социальное жилье за счет остальных. Люди с высокими доходами, олигархи? Они скорее скупают элитное жилье или инвестиционные квартиры, причем сразу целыми этажами, хотя последнее время инвестиционные интересы таких людей все чаще лежат за пределами России.

Самостоятельно купить квартиру и, главное, заработать на нее в России может в основном только средний класс: специалисты высокого уровня, руководители среднего звена, топ-менеджеры, представители малого и среднего бизнеса. Вряд ли имеет смысл еще раз повторять, что именно они - основа сильной и стабильной экономики в любой стране. Поэтому выглядит крайне странно, что, продекларировав проект «Доступное жилье», а также необходимость улучшения демографической ситуации в стране, власти начали систематически душить средний класс налогами.

Так, с 2011 года были увеличены «социальные» налоги с 26% до 34%. Причем для малого бизнеса, который государство постоянно обещает поддерживать, налоги подняли сразу в 2,5 раза - с 14% до 34%. Часть компаний была вынуждена переложить эти неадекватно возросшие затраты на сотрудников, часть - взяли на себя, часть - стали уводить зарплаты в тень. Но так или иначе, либо у предпринимателей малого бизнеса, либо у занятых в этих компаниях сотрудников заметно снизились доходы. Не будем обсуждать здесь полезность или бесполезность данных мер для решения государственных задач, заметим лишь, что это существенно подкосило платежеспособность спроса на рынке жилья. Немалая часть экономически активной и прогрессивной составляющей общества лишилась возможности улучшить свои жилищные условия, купить квартиру, взять ипотеку и т.д. Судя по всему, это одна из существенных причин, из-за которой рынок недвижимости в 2011 году не повторил ралли прежних предвыборных лет - людям уменьшили возможности заработать на жилье.

С 2012 года вводится дополнительный 10% пенсионный налог на «большие» зарплаты. К слову, под «большими» понимается все, что выше планки примерно в 40 тысяч рублей в месяц. Если обратиться к мировой практике, то жилье считается доступным для населения, когда цена квадратного метра примерно равна доходу человека. В большинстве городов-миллионников в России, средняя стоимость жилья находится на уровне 50-60-70 тысяч за метр. Таким образом, государство снова «подрезало» средний класс, обложив его новым налогом, и его плоды рынку недвижимости еще предстоит пожать в 2012 году.

Но самой антисоциальной мерой, предлагаемой некоторыми недальновидными чиновниками и общественными деятелями в популистских целях, является идея возврата к дифференцированной шкале налогообложения. В других странах мира в силу иной истории, государственной и социальной модели, а также в силу иной стадии становления экономики данная мера может быть и приемлема. Но учитывая специфику России, возврат к дифференцированной ставке налогообложения разрушит страну.

Начнем с того, что действительно богатые люди в России с миллионными и миллиардными состояниями - те самые олигархи - к налогу на доходы физических лиц имеют очень опосредованное отношение. Их бизнес, активы и инвестиционные капиталы давно уже оформлены на оффшоры, а многомиллионный доход таких людей формируется не традиционной зарплатой, а приростом стоимости их компаний и активов. Причем доходы от прироста этой стоимости облагаются налогами опять же в тех самых оффшорах, на которые они оформлены, и нередко официальная ставка налога там равна нулю - власти небольших оффшорных островных государств «кормятся» на другом. Поэтому пытаться обложить несуществующую формальную зарплату олигархов повышенным подоходным налогом в России - это иллюзия.

Также следует отказаться от другой иллюзии, что дифференцированная шкала подоходного налога улучшит состояние неимущих. Учитывая немалый уровень российской коррупции дополнительные налоги (при условии, что их удастся собрать) осядут в карманах чиновников. А под удар попадет опять же тот самый средний класс - хорошие специалисты, успешные менеджеры, честные предприниматели, работники малого бизнеса.

Чтобы купить квартиру в Москве или в Подмосковье, нужно иметь доход порядка 100-150-200 тысяч рублей в месяц. Экспертно это как раз уровень дохода либо хорошего специалиста, либо руководителя, работающего по найму, либо владельца-совладельца небольшой компании. Сейчас при зарплате, скажем, в 150 тысяч рублей и НДФЛ в 13% у таких людей остается 130 тыс. рублей, из которых, например половина тратиться на жизнь и семью, а вторая половина - еще 65 тыс. рублей в месяц - на оплату ипотеки. Немного, надо заметить, не хватит ни на московскую квартиру в новостройке бизнес-класса, ни на хороший коттедж в Подмосковье. Скорее только либо на типовую квартиру, либо на небольшой таунхаус.

При введении прогрессивной шкалы налогообложения такие люди попадут в категорию «очень богатых», и основная часть их зарплаты станет облагаться налогом под 35%-45%. Значит, от 150 тысяч рублей в месяц у человека будет оставаться уже не 130 тысяч, а только тысяч 90 в лучшем случае. При этом жизнь дешевле-то не станет, а чтобы быть руководителем или хорошим специалистом, просто необходимы и соответствующие расходы, надо соответствовать статусу, иначе и этих денег не заработать. А на покупку жилья по ипотеке останется уже не 65 тысяч в месяц, а только 25 - при таких ежемесячных платежах остается купить только дом в глухой российской деревне. А если человек уже купил квартиру и платит по ипотеке, то при переходе на дифференцированную ставку налогообложения его семья либо должна начать голодать, либо выселяться на улицу. Какова естественная реакция на все это высококвалифицированного врача, программиста, инженера или успешного менеджера? Очевидно, что только очередное разочарование во власти, которой с таким трудом удалось хотя бы частично восстановить доверие к себе за последнее десятилетие.

Малоимущие в России станут жить лучше только при условии общего усиления экономики страны, развития бизнеса и производства. Начиная с 2000 года страна сделала огромный шаг вперед, а уровень жизни малоимущих и бюджетников реально вырос. Это было достигнуто во многом благодаря переходу на единую шкалу налогообложения и отказу от дифференцированной шкалы, категорически неприемлемой для России.

Возврат же к дифференцированной шкале налогообложения - единственная причина, способная вызвать в России реальный «Апокалипсис», а именно, возврат к хаосу 90-х. Мы получим тогда возвращение «серых» схем и «серого» бизнеса, расчеты «черным» налом, зарплаты в конвертах, развал малого бизнеса и среднего класса, а самое главное - новую волну утечки умов из страны, которым не позволяют нормально жить и зарабатывать, не говоря уже про возможность приобрести доступное жилье, чтобы создать семью и растить детей.

Аналитики в большинстве своем полностью поддерживают позицию Путина, которую последний не раз высказывал в эфире. Дифференцированная шкала налогообложения неприемлема для России - это возврат к хаосу 90-х. А вот введение рыночного налога на недвижимость и налога на роскошь - целесообразная и разумная мера, позволяющая реально скомпенсировать доходы богатых и бедных.

Облагать олигархов с оформленными на оффшоры активами повышенным подоходным налогом на их несуществующую зарплату - дело бесперспективное. А вот обложить повышенным рыночным налогом дом на Рублевке или пентхаус на Остоженке, которые физически расположены в России и которые не спрячешь, - это то, что можно и нужно сделать. Именно это позволит сократить неравенство богатых и бедных и восстановить социальную справедливость, о которой последнее время так много говорится. Также как давно пора обложить повышенным налогом квартирных спекулянтов, скупивших даже не по 2 или 3, а по 5, 10 и более квартир. А при этом на рынке недостает хорошего предложения, новые дома стоят с темными окнами, потому что там никто не живет, а тот самый средний класс при вздутых ценах не может позволить себе достойное жилье. Именно рыночный налог на недвижимость во многих странах мира является, во-первых, самым собираемым, т.к. в отличие от доходов бизнеса недвижимость не спрячешь - она всегда на виду. А во-вторых, именно этот налог, имеющий смысл налога на роскошь, является инструментом снижения социального неравенства.

Следует отметить, что большинство людей, живущих в стесненных жилищных условиях, как многие в России, от введения рыночного налога на недвижимость ничего не потеряют. Уже не раз была озвучена мера по освобождения от этого налога типового жилья (квартир площадь до 55 квадратных метров и дачных участков в 6 соток), а также пенсионеров. Даже для тех небогатых людей, для кого налог недвижимость все же возрастет, его повышение с нынешних, скажем, 100 или 500 рублей в год до 1000 или 3000 рублей в год совсем не так критично, как увеличение подоходного налога с 13% до 35% или 45% - в этом случае даже самые обычные люди с небольшими доходами потеряют в разы больше.

Но куда важнее другое: введение рыночного налога на недвижимость несет для населения, экономики страны и рынка недвижимости позитивный сценарий развития, а переход к дифференцированной шкале налогообложения - разрушительный. Так, введение рыночного налога на недвижимость почти никак не затронет типовое жилье экономкласса. Но он, во-первых, позволит собрать реальные деньги в бюджет с дорогого жилья, а во-вторых, поспособствует распродаже инвестиционного жилья. Это должно привести к некоторому «сдутию» цен на недвижимость, особенно в тех городах и сегментах, где инвестиционного жилья больше всего - в Москве, Подмосковье, Петербурге, Сочи. Но это «сдутие» будет носить постепенный характер, «размазанный» по времени - кто-то среагирует уже на решение о введении нового налога, кто-то - на сам факт вступления его в силу, кто-то - получив первое налоговое извещение по итогам года, кто-то - поплатив налог за ненужные ему в общем-то и припасенные на «черный» день несколько квартир, решит наконец, что надо что-то менять… Но так или иначе, введение рыночного налога на недвижимость «сдует» цены там, где они завышены, постепенно, без катастрофичного резкого обвала. А те, кому жилье нужно для жизни, тот самый средний класс, сможет купить квартиру или дом дешевле. Более того, несложно посчитать, что лучше купить жилье за меньшую цену и потом платить за него более высокий налог, нежели покупать жилье по завышенной цене и платить потом копеечный налог, как это есть сейчас.

Сценарий же перехода к дифференцированной шкале налогообложения иной. Уже в первый же месяц почти все, кто купил квартиру в ипотеку, увидят, что их доход заметно упал (после вычета новых налогов по нарастающей ставке), и платить по ипотеке большинство из них теперь, в общем-то, не в состоянии. Здесь стоит напомнить, что в России от безысходности большая часть людей покупали квартиры в ипотеку на пределе возможностей, впритык, а банки часто закрывали на это глаза. Соответственно, для банков сразу же наступит «черный январь» (скорее всего, новая система налогообложения если и будет введена, то с начала очередного года). Уже за первый месяц число дефолтов по ипотеке может превысить то количество, что имело место за весь кризис 2008 года, и эта волна с каждым последующим месяцем будет только нарастать.

Далее следует отметить, что сейчас российские банки выдают ипотеку не на привлеченные западные деньги, как было до кризиса, а на свои, а точнее, на деньги вкладчиков или государства (большинство ведущих ипотечных банков сейчас - это госбанки). Поэтому в результате введения дифференцированной шкалы НДФЛ отечественная банковская система сразу же попадает под серьезный удар. Более того, дефолты пойдут не только по ипотеке, а сразу по всем «фронтам» - по автокредитам, кредитам на ремонт, по потребительским кредитам и т.д. - при переходе к дифференцированной шкале налогообложения часть доходов потеряет все активное население, которое, собственно, и было в состоянии делать какие-то крупные покупки и брать кредиты.

Вслед за банковской системой государству придется спасать застройщиков. Ведь просевшие доходы среднего класса приведут к тому, что продажа недвижимости сразу «встанет» и «встанет» глухо во всех сегментах, разве что кроме элитного жилья, потому что к доходам олигархов, как и коррумпированных чиновников, подоходный налог имеет очень отвлеченное отношение. Для возобновления продаж застройщикам нужно будет скинуть цену в том объеме, в котором вырастут налоги для среднего класса. Если это будет рост с 13% до 35%-45%, то и цены придется скидывать примерно на треть. А при таком дисконте цены большинство застройщиков окажутся в состоянии банкротства. Государство помимо проблем с банковской системой, вызванных массовыми дефолтами по всевозможным кредитам, в течение года получит еще и сотни тысяч оставшихся без работы строителей и еще столько же новых обманутых покупателей жилья, чьи дома некому станет достраивать.

Но самое интересное - в другом. Если увеличение налогов на элитное жилье не оставляет вопросов в реальной собираемости такого налога, то переход к дифференцированной шкале налогообложения просто вынудит весь бизнес уйти в «тень» не по причине отсутствия желания к законопослушанию, а исключительно в целях выживания. Совершенно не факт, что собираемость налогов, как и доходная часть бюджета, вырастут, может и наоборот - просядут, в частности, по причине развала бизнеса в этих условиях и сокращения налогооблагаемой базы. Но что мы получим точно, так это новый колоссальный подрыв доверия к государству и новую волну утечки мозгов за рубеж. Это может стать реальным «концом света» не только для российского рынка недвижимости, но и для страны в целом. Поэтому хотелось бы верить, что вся разумно мыслящая часть российского общества не даст этому случиться.

Ипотека, Статистика, Неофициальное, Строительство, Сделка, Земля, Деньги, Цены, Советы, Платежи, Интрига, Застройщики, Заграничный опыт

Previous post Next post
Up