Джон Труби || John Truby
«Анатомия рассказа» || The Anatomy of Story
0004
Предыдущая глава:
Плоть истории РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ
Чтобы увидеть, как развивается живая история, обратимся к природе. Подобно рассказчику, природа часто соединяет детали в какую-то последовательность. На рисунке ниже показаны отдельные детали, которые еще предстоит соединить.
Природа знает несколько основных способов конструирования и несколько их вариантов: линейный, извилистый, спиральный, ветвящийся и взрывной. Рассказчики используют те же принципы, по отдельности и в сочетаниях, чтобы связывать события в историю. Линейный и взрывной принципы - антиподы друг друга. В линейной модели одно событие следует за другим по очереди. Во взрыве все происходит одновременно. Извилистый путь, спираль и ветвление - производные от сочетания линейной модели со взрывной. Давайте посмотрим, как они работают в историях.
Линейная история наблюдает за одним главным персонажем с начала до конца, вот так:
Она объясняет события биологическими или историческими причинами. Большинство голливудских фильмов линейны. Они рассказывают про одного героя, который изо всех сил преследует свою цель. Зрители наблюдают историю этой погони и то, как герой меняется в процессе.
Извилистая история движется по прихотливому маршруту без легко угадываемого сразу направления. В природе подобную форму имеют реки, змеи и извилины мозга:
Извилистый характер свойственен мифам, вроде «
Одиссеи», комическим историям про путешествия («
Дон Кихот», «
История Тома Джонса», «
Приключения Гекльберри Финна», «
Маленький большой человек», «
Не будите спящую собаку»), большинству историй Диккенса («
Дэвид Копперфильд»). У героя есть желание, но оно не слишком интенсивное, он проходит большой путь, но зигзагами, наудачу, встречает множество персонажей из разных слоев общества.
Спиральная история движется по кругу, сходясь к центру:
В природе это циклоны, рога и раковины улиток.
Очень ценят спираль триллеры, вроде «
Головокружения», «
Фотоувеличения», «
Разговора» и «
Помни», где персонаж постоянно возвращается к какому-то событию или воспоминанию и изучает его все более пристально.
Ветвящаяся история - система линий, исходящих из нескольких точек, дробящихся, добавляя все новые и новые и все более мелкие детали, вот так:
В природе так выглядят листья, деревья и водосборные бассейны.
В повествовании каждая ветвь обычно представляет цельное сообщество, описанное подробно, или подробно описанный уровень этого сообщества, который изучает герой. Ветвление встречается в более сложных историях, вроде социальной фантастики («
Путешествия Гулливера», «
Эта прекрасная жизнь»), или историй с множеством персонажей («
Нэшвилл», «
Американские граффити», «
Траффик».
Взрывная история состоит из множества лучей, расходящихся в разные стороны одновременно. В природе такое свойственно вулканам и одуванчикам.
В повествовании вы не можете показать аудитории сразу несколько вещей одновременно, даже в одной сцене, хоть как-то разделять их придется. Поэтому взрывных историй, строго говоря, не бывает. Но можно создать иллюзию одновременности. В фильмах, скажем, это делается при помощи быстрой смены сцен.
Истории, демонстрирующие одновременность действий (или ее иллюзию), используют сравнение, чтобы объяснить происходящее. Видя несколько деталей одновременно, зрители схватывают ключевую идею, вложенную в каждую из деталей. Такие истории больше внимания уделяют изучению мира, демонстрации связей между элементами и их расстановке - как они вписываются (или не вписываются) в общую картину.
Истории, имитирующие одновременные события, обычно используют ветвящуюся структуру («
Нэшвилл», «
Американские граффити», «
Траффик», «
Сириана», «
Криминальное чтиво», «
Столкновение», «
Тристрам Шенди», «
Улисс», «
В прошлом году в Маринбаде», «
Регтайм», «
Кентерберийские рассказы», «
Секреты Лос-Анджелеса», «
Ханна и ее сестры». Каждая представляет свое сочетание линейного и одновременного повествования, но все они имеют дело с яркими персонажами, действующими в мире одновременно, а не с одним персонажем, развивающимся от начала истории к концу.
Следующая глава:
Написание истории