Труби - Анатомия рассказа 0005

Apr 10, 2015 11:10

Джон Труби || John Truby
«Анатомия рассказа» || The Anatomy of Story
0005

Предыдущая глава: Развитие истории

НАПИСАНИЕ ИСТОРИИ

Итак, к практике. Как надо писать, чтобы история получилась хорошей?

Большинство писателей пишут не так, как лучше, а как проще. Опишем этот способ четырьмя словами: «снаружи», «механистически», «раздельно», «традиционно». Конечно, есть тонкости, но большинство работает именно так.

Сначаал автору приходит в голову сюжетная идея - размытая копия какой-нибудь из уже существующих. Или, скажем, комбинация двух историй, хитроумно (как автору кажется) сведенных воедино. Зная о важности главного героя, наш творец сосредотачивает все внимание на нем. Он механически «облекает в плоть» персонажа, придавая ему как можно больше черт, представляя, как изменит героя в последней сцене. Противника и второстепенных героев автор рассматривает отдельно, придает им меньше значения. Потому они остаются слабыми, плохо проработанными.

Что касается темы, писатель старательно ее избегает, чтобы никто не обвинил его в том, что он старается что-то сказать аудитории. Бывает, он выражает ее строго через диалоги. Место развития истории он выбирает такое, что кажется естественным для персонажа - обычно это большой город, потому что в больших городах живет большая часть аудитории. Символами он не увлекается, потому что это было бы слишком очевидно и претенциозно.

К сюжету и последовательности сцен наш страдалец подходит, руководствуясь единственным вопросом: а что случится дальше? Частенько он отправляет героя в путешествие, буквальным образом. Сюжет он организует в рамках трехчастной структуры - внешнего шаблона, делящего историю на три части, а не сшивающего ее изнутри, скрытно. В результате сюжет становится эпизодическим, каждое событие или сцена стоит отдельно. Автор жалуется, что у него «сложности со вторым актом» и никак не может понять, почему история не развивается навстречу кульминационному удару, который потрясет аудиторию. Наконец, он пишет диалоги лишь для того, чтобы подтолкнуть сюжет, все конфликты при этом сосредотачиваются на происходящем. Если у автора есть амбиции, то незадолго до конца истории главный герой высказывает ее тему напрямик.

Пока большинство работает «снаружи», «механистически», «раздельно», «традиционно», мы изучим иной способ: «изнутри», «живо», «взаимосвязано», «оригинально». Сразу предупреждаю: так сложнее. Но я убежден, что работать может только этот подход, либо какой-то его вариант. И можно научиться его использовать. Именно он применяется в этой книге. Мы будем разбирать технику создания хорошей истории именно в том порядке, который используется в реальной работе. Что еще важнее, вы будете создавать собственную историю изнутри. Это означает две вещи: 1) история будет личной и уникальной, 2) вы будете находить и развивать всё оригинальное в своей истории. С каждой главой ваша история будет расти и становиться более детализированной, при этом все ее части будут взаимосвязаны.

- Замысел: начнем с замысла, выражения всей истории в одном предложении. Замысел - самая суть истории, его мы используем, чтобы понять, как она должна развиваться, чтобы выжать максимум из идеи.

- 7 ключевых шагов сюжетной структуры: это крупные этапы развития истории и детали драматического принципа, скрытого под ее поверхностью. Думайте об этом, как о ДНК истории. Определив 7 ключевых шагов, мы гарантируем истории надежный фундамент.

- Персонажи: далее мы создадим персонажей, при этом не будем высасывать их из пальца, а возьмем из исходной идеи для истории. Мы свяжем персонажей, сравним каждого из них с остальными, чтобы все они были сильными и хорошо проработанными. Затем мы определим, какую функцию каждый из них будет выполнять, чтобы помочь герою развиваться.

- Тема (нравственный аргумент): тема - это ваши нравственные представления, ваше мнение о том, как люди должны вести себя. Только вместо того, чтобы заставлять персонажей проговаривать ваше послание, мы выразим тему нераздельно с идеей истории. Сделаем это через структуру истории, чтобы она удивляла аудиторию и заставляла ее переживать.

- Мир истории: мы создадим мир истории, дополняющий героя. Мир поможет обрисовать героя и покажет аудитории его развитие воочию.

- Сплетение символов: вообще, символы - это сгустки значений. Мы создадим из них сеть, которая высветит и свяжет разные черты персонажей, мир истории и сюжет.

- Сюжет: по персонажам мы определим правильную форму повествования. Сюжет вырастет из ваших уникальных персонажей. Используя 22 ключевых шага сюжетной структуры (это 7 плюс еще 15), мы построим сюжет, в котором все события подспудно соединены и развиваются по направлению к неожиданной, но логичной развязке.

- Сплетение сцен: на последнем этапе перед написанием сцен мы составим полный их список, со всеми сюжетными линиями и темами, вплетенными в общее полотно.

- Создание сцен и симфонический диалог: наконец, мы напишем историю, сконструировав каждую сцену так, чтобы она помогала герою развиваться дальше. Мы напишем диалог, который не просто двигает сюжет дальше, но обладает качествами симфонии, сочетая несколько «инструментов» и действуя на многих уровнях.

Вы будете наблюдать, как растет ваша история. Одно обещаю точно: процесс творения вам понравится. Ну, начнем?

Следующая глава: Замысел

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up