Актриса Юлия Рутберг выступила в Тольятти с моноспектаклем "Послушайте", в котором провела зрителя через собственную жизнь, взяв в партнеры поэзию.
У Юлии Рутберг довольно обширная фильмография, но прежде всего она театральная актриса. А именно - актриса Театра им. Вахтангова, обладательница театральных премий "Чайка" и "Хрустальная Турандот". У нее незабываемый, красивый низкий тембр и яркая внешность: женщина-птица.
Ее моноспектакль "Послушайте" родился благодаря одноименному циклу передач на телеканале "Культура", где драматические актеры читали стихи своих любимых поэтов. После участия в телевизионном проекте несколько артистов создали сольные программы. Среди них - Светлана Крючкова, выступавшая в Тольятти осенью прошлого года и Авангард Леонтьев, который приедет в апреле.
К слову сказать, в нынешнем театральном сезоне нам, зрителям, подарили уникальную возможность - услышать поэтические программы трех больших театральных актеров (буквально две недели назад на сцене филармонии
выступил Константин Райкин), у каждого из которых свои отношения с поэзией, свой взгляд на то, как должны звучать стихи, свой главный список.
По этой причине любая поэтическая программа - личная история. У Юлии Рутберг она была личной в прямом смысле слова. Через стихи актриса рассказывала о себе.
"Это не случайные стихи, - предварила она свое выступление на сцене Тольяттинской филармонии. - Они будут рассказывать о моем времени, о моем детстве, отрочестве, юности, о моей взрослости. О том, что для меня важно в этой жизни, к чему я стремлюсь, как я меняюсь".
В этот вечер, по ее собственному выражению, перед зрителями была на 50% актриса Юлия Рутберг, а на 50% - просто человек Юля Рутберг.
Являясь монологом по форме, спектакль стал самым настоящим общением, разговором со зрителями, в котором было много воспоминаний, ярких зарисовок из детства и студенческих лет, ироничного отношения к себе. И конечно - стихов: Павла Когана, Наума Коржавина, Леонида Мартынова, Вадима Левина, Павла Антокольского, Игоря Северянина, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой, Александра Пушкина, Александра Вертинского.
Каждое стихотворение - это эпизод из жизни актрисы. О событиях, которые с ней происходили. О переменах, которые в ней происходили. Некоторые из них, кажется, уже навечно впечатаются в мою память. Например, чудный рассказ о том, как подростком Юля ассоциировала себя с углом из стихотворения Павла Когана:
"...Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал"
И как с годами овал, воспетый Наумом Коржавиным, стал главной геометрической фигурой, символом ближнего круга людей, символом гармонии:
"...Но все углы, и все печали,
И всех противоречий вал
Я тем больнее ощущаю,Что с детства полюбил овал".
До мурашек незабываемо пушкинское
"Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна...",
увиденное в ночь с 1986 на 1987 год студентами Щукинского училища в заснеженном поле Подмосковья из окна катафалка.
И как порхали лёгкие руки-листья Юлии Рутберг под "поэтический импрессионизм" Леонида Мартынова:
"- ...Мы - листья,
Листья, листья, листья! -
Они в ответ зашелестели. -
Мечтали мы о пейзажисте,
Но руки, что держали кисти,
Нас полюбить не захотели.
Мы улетели,
Улетели!.."
И то, как звучал из ее уст Вертинский, "На смерть юнкеров"... Но я также не забуду, как именно на этой песне в Кафедральном соборе Калининграда, звеня, отталкивались от стен слова, продолжая жить в то время, как уже нарождались следующие. (Да-да, моноспектакль "Послушайте" я впервые смотрела и слушала в Калининграде).
Зато не сравнится тольяттинский спектакль с калининградским в части особого "прононса" Юлии, приехавшей к нам слегка простуженной и самой же пошутившей над собой, что в таком состоянии петь песни на французском языке - самое подходящее занятие. И очень ярко, иронично исполнила песню "Mon Homme" ("Мой мужчина").
Если серьезно, то актеры не лукавят, говоря, что не бывает двух одинаковых спектаклей. "Послушайте" от Юлии Рутберг в Калининграде было другим, чем ее "Послушайте" в Тольятти. И, наверняка, отличалось от спектакля в Самаре, где она выступала накануне. Это не значит, хуже или лучше. Просто другим. Выходя на сцену, актеры ловят дыхание зала и в какой-то мере подстраиваются под него. А зрители, чувствуя сегодняшнее настроение актера, впитывают в себя его состояние.
Об этом говорила и сама Юлия уже позже в гримерке, где актриса после спектакля согласилась побеседовать с журналистами и блогерами:
"Люди всегда реагируют по-разному в зависимости от того, насколько точно я делаю куски. Что-то проходит с бОльшим юмором, что-то - с меньшим. Иногда у меня на Ахматовой зашкаливает, начинается с Вертинского. Иногда проходит полегче. Знаете, в этом тоже есть невыносимая легкость бытия. Какого "цвета" будет спектакль, никогда не понятно заранее. Это зависит от того, насколько часто звонят мобильные телефоны, потому что это очень выбивает. И насколько тихо в зале".
Несмотря на то, что на моноспектакле "Послушайте" тольяттинцев поразила эпидемия кашля, Юлия отозвалась о публике очень хорошо, самокритично во всем "обвинив" себя: "Я и сама кашляла на сцене, поэтому я была без вины виноватая". Тольяттинцы покорили актрису тем, что дарили цветы по ходу спектакля, а не только после. И, кстати, даже подарили томик стихов ее любимого Леонида Мартынова.
В личном общении Юлия оказалась простой и доброжелательной. Никакой "звездности". Абсолютная адекватность по отношению к себе и другим и море человеческого обаяния.
"Артист - это перевоплощение. Мне говорят часто: "Господи, насколько моложе вы выглядите в жизни! Что с вами там делают?" А я не хочу быть хорошенькой, красавицей, миленькой. Я человека хочу сыграть. Если нужны морщины, я их делаю. Если нужна седина, я ее сделаю. Если нужны переломанные пальцы, я специально забинтую, чтобы были некрасивые руки. Кто мне дал право сусальным золотом покрывать человеческие жизни? Это - неправда! Я думаю, что артистка и человек - это, хоть и сообщающиеся сосуды, но два разных мира".
- Какие отношения у вас с возрастом? Как правило, актрисы острее, чем обычные женщины, реагируют на возрастные изменения, - спросила я в продолжение темы.
- Меня Господь уберег быть красавицей и тем продлил жизнь. Я - характерная актриса. А характерные актрисы - это значит в равной степени смешные и трагические. Понятно, что я никогда бы не смогла сыграть Красную Шапочку. Мне б, конечно, предложили Бабу Ягу. И слава Богу. Потому что это роль мирового репертуара. Но как-то я совершенно спокойно к этому отношусь. Вообще, мне кажется, что женщина должна стареть достойна. Тебе Господь не зря дал твое лицо. Не надо превращать его в общепринятое место. Причем, не понятно, кем принятое.
Юлия рассказала, что планирует создать отдельную программу, посвященную Ахматовой и Мандельштаму. "Сопряжение Анны Андреевны и Иосифа Эмильевича - это очень интересно и, вообще, конечно, не для слабонервных", - сказала она.
И после небольшой паузы добавила:
"Знаете, это очень странно... Сегодня, начав читать Мандельштама, тебя опять могут причислить к пятой колонне. Эти стихи давно разрешены, все реабилитированы. Но когда ты это читаешь... В их стихах заложена некая лакмусовая бумажка - показатель того, что происходит в обществе, показатель времени, показатель грехопадения, нравственности в человеке, жестокости человечества, вот этой грёбанной (даже не могу сказать по-другому) толерантности, на которой уже погорел, по-моему, весь мир. Потому что совершенно извратили смысл этого слова".
- Когда вы пели Вертинского, у меня было ощущение, что вы из той эпохи. Вы сами чувствуете, что вы оттуда?
- Нельзя сказать, что я оттуда. Просто то, что было там, мне не безразлично. Я это несу с собой и передаю дальше. А как можно по-другому сохранять? Поэтому - Давид Самойлов, поэтому - Леонид Мартынов, поэтому Павел Коган, поэтому Наум Коржавин, поэтому, конечно, Павел Антокольский. Забывают. Никому не надо. А как это, таких людей забывать?! Мы - недоросли, а они по-прежнему прекрасные поэты.