Театральная среда. "Превращение"

Feb 04, 2016 15:01

Есть спектакли, на которых нужно отключать голову и включать переживания. Спектакль "Превращение", поставленный театром "Дилижанс" по новелле Франца Кафки - именно такой. Ошибка зрителя, пришедшего на "Превращение", - пытаться понять, что происходит. Не потому, что в происходящем нет смысла, а потому, что смысл открывается через ощущения.



[Spoiler (click to open)]Франц Кафка - писатель сложный. Это литература абсурда, рассказывающая о том, чего, казалось бы, не может быть. Главный герой "Превращения" коммивояжёр Грегор Замза просыпается однажды утром и обнаруживает, что превратился в мерзкое насекомое. Он пытается встать с постели, но у него это плохо получается. Пытается сказать что-нибудь, но речь превращается в нечленораздельные звуки. Он не напуган. Даже почти не удивлен. Но он испытывает ужас от того, что опоздал на поезд, что хозяин будет им недоволен, что за дверью стоят отец, мать, сестра, а он не знает, как показаться им на глаза. В этом нюансе - весь абсурд ситуации, печальный, трагический, предваряющий всё, что будет дальше. Это трудно понять, но можно прочувствовать.
Собственно, зрителям и предлагается ощутить происходящее через восприятие Грегора. Это история Грегора, которому пришлось обзавестись такой "хлопотной профессией" и содержать всю семью. Который любит своих близких, не понимая, что они тянут из него соки как паразиты. Который, даже превратившись в жука, остается более человечным, чем все его семейство вместе взятое. И который, в итоге, окажется предан и выброшен за ненадобностью.


Если вместо превращения в насекомое представить, что Грегора постигла болезнь, эта история перестает быть такой уж абсурдной. Кстати, в начале 2000-х Валерий Фокин снял фильм "Превращение" с Евгением Мироновым в роли Грегора. В нем Грегор-Миронов не меняется внешне, превращение происходит лишь в его голове. Это более реалистичный сценарий, но менее кафкианский. Версия режиссера Екатерины Зубаревой мне ближе, потому что здесь при внешних метаморфозах Грегор внутри остается человеком, в то время как его родня все больше уподобляется бездушным тварям. И финал спектакля об этом «кричит».
Грегора замечательно играет Пётр Зубарев. Каждое движение его осмыслено, наполнено внутренним ритмом, резонирующим с ритмом самого спектакля. Звуковое оформление «Превращения» ощущается как живая сущность, которая на фоне музыки Шнитке скрежещет, гремит, создавая мрачную атмосферу квартиры семейства Замза.


Мой итог: рекомендую. Ближайший показ состоится 26 февраля. С афишей театра "Дилижанс" можно ознакомиться здесь.

P.S. Всё написанное представляет собой исключительно моё впечатление от спектакля. Оно может не совпадать с мнением других зрителей, равно как с замыслом режиссера.

Фотографии предоставлены театром "Дилижанс".

Дилижанс, театральная среда, театр

Previous post Next post
Up