Театральная среда. "Визит дамы"

Feb 08, 2016 14:08

Недавно я задумалась над собственным определением удачного спектакля. Пожалуй, я могу это сформулировать одним словом. И это слово - удивление.

Не путать с эпатажем! Я ничего против эпатажа не имею, но говорю сейчас про другое. Если меня смогли удивить - режиссерским решением, актерской игрой - если показали то, что я прежде еще не видела, для меня это - удачный спектакль. Однако я теряюсь с тем, как оценить спектакль "Визит дамы", который играется на сцене тольяттинского театра "Колесо".



[Spoiler (click to open)]

В качестве вводной. Спектакль "Визит дамы" поставлен по пьесе Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы". Эта вещь любима театральными режиссерами, играется на разных сценических площадках. Есть у нее и несколько киноверсий. В том числе советская. Многие эту историю могут знать по фильму "Визит дамы" с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях, в постановке Михаила Козакова.

В разорившийся город Гюллен приезжает его бывшая жительница Клара Цаханассьян, ныне миллиардерша. Жители Гюллена в возбуждении и в надежде, что старая дама спасет город от банкротства. Ей готовят помпезный прием. А одним из главных "консультантов" становится Альфред Илл - ее бывший любовник. Клара и впрямь соглашается спасти город. Более того, выделить не просто несколько миллионов, а целый миллиард. Но с одним условием - что жители Гюллена убьют Альфреда за то, что он растоптал ее любовь.



В спектакле главные партии разыграли Ольга Самарцева и Сергей Максимов. У них получилось партнерство. Скажу больше. Когда они оба находятся на сцене, воздух потрескивает. Стоит одному из них уйти, искра пропадает.

Кроме хорошего тандема главных актеров, в спектакле есть удачные моменты. Сцена встречи Клары, в частности. Эдакая фантасмогория, которая становится предощущением - "сейчас что-то будет". В этом смысле еще интереснее разыгран финал. Гротесковый, сюрреалистичный, похожий на дурной сон человека в бреду. Как жаль, что этого ощущения абсурда нет на протяжении всего спектакля.



Спектакль в середине серьезно провисает, и, увы, эта провисшая середина длится слишком долго. Фактически всё то время, что жители Гюллена решают судьбу Илла. А это едва ли не половина длительности спектакля. В таких случаях может спасать актерская игра, но это должна быть игра гениальная, как говорится, не оторвать глаз.

По большому, гамбургскому, счету, постановке не хватает нерва. Такого нерва, чтобы возникало ощущение ужаса от происходящего. Ведь то, что происходит в городе Гюллен, - это действительно ужас. Дикий социальный эксперимент, который обнажает звериную составляющую человека. Еще омерзительнее это от того, что речь не идет о самообороне, о ситуации "ты или тебя". Речь всего лишь о деньгах. Сколько стоит жизнь человека? Миллиард - это достаточная сумма, чтобы оправдать убийство?
Мне кажется, не зря фильм Козакова "Визит дамы" появился на советских экранах в 1989 году, когда человеческая жизнь сильно "подешевела". Несколько лет спустя она уже не стоило ничего. Однако лихое, бескомпромиссное время с уличной пальбой и решением проблем с оружием в руках, в каком-то смысле было честнее нынешнего. Где всё продается и покупается, вопрос лишь в цене. Так что "Визит дамы" - история про нас сегодняшних больше, чем когда-либо.

Возможно, поэтому ожидание от спектакля оказывается больше, чем впечатление. По сути, "Визит дамы" - это психологический триллер: напряжение достигает к концу такого градуса, что хочется вцепиться руками в подлокотник кресла. В пьесе это заложено. В постановке "Колеса" - не случилось. Для меня не случилось. Из-за отсутствия необходимого и непрерываемого нерва я не могу назвать "Визит дамы" большой творческой удачей. Что, впрочем, не умаляет удачи локальные.



P.S. Всё написанное представляет собой исключительно моё впечатление от спектакля. Оно может не совпадать с мнением других зрителей.

Спасибо театру "Колесо" за предоставленные фотографии. С афишей театра можно ознакомиться здесь.


Колесо, театральная среда, театр

Previous post Next post
Up