Долгая дорога в Изборск

Jul 06, 2012 04:59

Что-то я ЖЖ забросила. И вроде бы - и интересного-важного происходит в моей жизни достаточно, и вообще - я мысленно с вами, но к вечеру уже не остаётся сил на то, чтобы сидеть перед экраном и передвигать пальцы по клавиатуре - падаю на диван без чувств и мыслей, горячей бессмысленной тушкой. Видимо от того, что попытки совмещать образ жизни работающей и учащейся женщины Востока и бороться с гадким и противным ОРВИ, истощают жизненные силы и энергии ни на что не остаётся. Вот и утекают дни сквозь пальцы, стираются из памяти, не учтёнными, не записанными, ни зафиксированными на электронный носитель.
Но всё же сегодня хотя бы - несмотря на печальную перспективу раннего подъёма и трудовой пятницы - я попытаюсь связать осколки воспоминаний и сумбурные записи в блокноте в слитное повествование. Потому что поездка в Изборск была действительно выдающимся событием...

В шесть утра мы погрузились в автобус и отправились из Питера в Псковскую область. Сразу подчеркну, конечно, мы ехали на экскурсию, но это была больше чем экскурсия - потому что руководила нашей группой Елена Михайловна Никифоренко . Она и кандидат искусствоведения, и зав. выставочной работой Театрального музея - ну и, что важнее регалий, буквально набита всяческими интересными сведениями и подробностями, которых ни в одном путеводителе не прочтёшь. И мы только выезжали из пределов города в предрассветной серой мути, а Елена Михайловна уже рассказывала нам, что едем-то мы не просто по шоссе, а по Гатчинскому району... А район этот не просто часть Ленобласти или Российской Федерации - а загадочная страна из финских сказок - Ингерманландия.



Как в этих самых сказках сказывалось "Ингерманландия, край, где лишь голод и холод". Ну, вообще-то это действительно не очень-то обильный край. Не чернозём. Зона рискованного земледелия. Уже в XI веке шведский король Эрик IX начал ссылать сюда неблагонадёжных финов - с глаз долой, подальше от своих владений. И здесь они осваивались, заводили крестьянские хозяйства и сливались с местным населением. Впрочем, тот, кто посчитает аборигенами этих мест славян - сильно ошибётся. Жили тут водь, ижора, фино-угрские племена. Места эти языческие, и подтверждение тому можно увидеть в овальных курганах, могильниках, которых, по утверждению Елены Михайловны, можно было даже из автобуса увидеть. Это кажется, что просто холмики - на самом деле ижорские захоронения. Второе подтверждения - топонимы: Гатчина (Хотчина), Ижора, Вуокса - это всё древние названия. И даже не просто названия - а имена богов из пантеона ингров-ижорцев; на их землях преимущественно культ предков был в ходу. Славяне на эти земли пришли в XIII веке, переименовали Ингерманландию в Вотьскую Пятину, насадили веру православную, объявили земли Новгородской вотчиной. Аборигены слились с пришлыми славянами, веру приняли. Земля была пограничной, постоянно с небольшими перерывами шли войны, здесь проходили стычки с ливонцами, шведами, датчанами, тевтонским орденом...

Елена Михайловна говорит ещё что-то про Петра Великого, столкновения со шведами, переименование здешних мест в Ингерманландскую губернию, количестве крестьянских хозяйств проживавших здесь согласно переписи населения в 18-19 веках, но, признаюсь, я вдруг перестаю воспринимать её рассказ, слова почти не доходят до сознания, может быть оттого, что вдрыск простужена, может быть, оттого что спала накануне только три часа. Борясь с оцепенением гляжу в окно, а за ним мелькают курганы-холмики, деревянные дома, каменные постройки, надписи "Выра" (да тут станция была, та самая, почтовая, где меняли лошадей, пили чай, и где, если верить Белкину жил-поживал станционный смотритель Самсон Вырин, "единственную дочь имел и в ней души не чаял" - и сейчас есть музей "Дом станционного смотрителя", может быть до него доберусь когда-нибудь в своих путешествиях).

Мы въезжаем в посёлок Рождествено и останавливаемся. Потому что цель нашей поездки не только - Изборск, но и "русский храм" во всём его многообразии, а здесь в Рождествено - как раз храм есть. Рождества Богородицы.



Вот он. Собственно, можно бы догадаться, что именно храм и дал название посёлку - так и было, но не тот, что на фотографии. Этот уже третий построенный на этом месте храм с таким названием. Первые два - были деревянными, и погибли в огне. А этот, каменный, воздвигли относительно недавно - в 80-ые годы XIX века по проекту архитектора Ивана Буланова. Храм выстроен в византийском стиле, то есть (я уже и без пояснений Е.М. могу заметить, и форму крестообразную, и купол - один, и строгость этой постройки из красного, почерневшего от времени кирпича). Внутрь не зайти, церковь закрыта, хотя и действующая - она всегда была действующей, даже в советские безбожные годы. Ну не зря ж посёлок Рождествено - называется. Это судьбоносно!

Наша небольшая группа разбредается по округе (тут должны были бы наши фото, но Марина что-то мне не прислала ничего), а неутомимая Елена Михайловна продолжает обрушивать на нас потоки информации и благодаря ей мы узнаём, что посёлок - сейчас на вид не очень-то обжитой и перенаселённый успел и городом побыть:

- Этот посёлок был Екатериной II возведён в ранг города, уездного центра. Было построено 6 каменных домов, и 6 деревянных, для казённых нужд. Население посёлка перевели из крестьянского в разряд мещан и купцов, были тут и капиталисты, и даже фабрика по производству шапок и шуб. Но Рождествено пробыло городом не долго...

Мы усаживаемся в автобус, Е.М. продолжает свой рассказ, но я засыпаю, засыпаю, засыпаю... буквы в блокноте обращаются в каракули, которые и разобрать-то можно с трудом (вот оно знаменитое автоматическое письмо в действии), и я просыпаюсь только когда наш автобус останавливается снова.



Солнце уже жарит вовсю. А мы находимся в центре села Городище. На холме, том самом на котором виднеется деревянный храм - когда-то с начала XVI по конец XVII стоял монастырь со странным названием Гремячья Пустошь. Одним из настоятелей монастыря был архимандрит Трифон. Шла Ливонская война. Год от Рождества Христова 1592-ой. Братия стояла в храме на молитве. Ливонцы наступали, и монахи благоразумно укрылась от завоевателей-католиков в ближайшем лесу. Только настоятель остался в храме. Ливонцы убили его прямо на молитве, разрубили саблями на куски. Когда монахи вернулись из леса и обнаружили тело своего настоятеля, они омыли его святой водой, а на следующий день обнаружили что тело срослось... С 1913 года Трифона Городецкого прославили как святого. На холме, там, где был когда-то монастырь, за церковью, есть маленькая часовенка, в которой хранится рака с его мощами. Раньше большая церковь стояла, Георгия Победоносца, та в которой мученическую смерть св. Трифон принял.



Вот она, часовенка эта. Построена в 60-ые годы минувшего столетия однако я с удивлением нахожу в ней сходство с традиционным русским северным деревянным зодчеством - вот тебе и четверик, вот тебе и пучина...



Внутри часовни: икона св.Трифона Городецкого, гробница святого... Из итальянского мрамора, построенная в 1913 году на пожертвование сделанное самолично Николаем II... От той, старой часовеньки ничего не осталось... А гробница стоит.



Икона одного из Апостолов, вот я никак не могу понять какого именно, надеюсь на помощь зала.



Рядом с часовней - какая-то храмовая хозяйственная постройка, кладбище и дом священника... Ну и новая, Успенская церковь, конечно. Лучше всего её видно на первой фотографии сделанной снизу холма. А наверху снять затруднительно - места тут мало, не по могилам же ходить, храм большой и в кадр не лезет.



Но, собственно, вы уже догадались... что опять-опять северное русское деревянное зодчество - на четверике стоит восьмирик... По крайней мере элементы - вписывающиеся в круг, но кругом не ставшие. Потому что... да затруднительно из дерева круг сделать. Храм Успения Богородицы был построен в 1830-ые годы по проекту архитектора Петра Лукашевича на деньги благотворителя Генерал-Майора Сакера. Постройка - не взирая на традиционные "четверики-восьмиреки" скорее в византийском стиле - это не модный в те годы тип церкви-шатра (а-ля припозднившееся русское барокко), а византийский образ храма-корабля.

Впрочем, - то, что снаружи можно увидеть, это не сама церковь, а новый деревянный футляр, где-то на 20 см. от стен старого-нового старого храма отстающий. Увидеть подлинный старинный храм можно лишь зайдя внутрь. А мы не зашли. Закрыто было.



А вот, совсем рядом с церковью того самого благотворителя Сакера могила.



Среди могил - столб, на столбе аисты. Двое, хотя в кадр только один попал.



Спустившись вниз по лестнице, у самой обочине, можно увидеть красное кирпичное здание, вот это.
Оно когда-то к храму относилось. А потом стало местом, для чекистов, НКВД. В подвале были люди расстреляны, в том числе и дьякон этой церкви. Вот табличка висит.



Имена тех, кто был здесь расстрелян.

Правда, пока мы рассматривали табличку и здание, на крыльцо вышел крепкий седой мужчина и стал уверять, что это частный дом, НКВД здесь никогда не было, а табличку повесели просто так - потому что надо ж было где-то повесить, а этих людей в 37-ом году не здесь вовсе к стенке ставили, тот дом не сохранился. "Я тут гостиницу устроить собираюсь", - поделился с нами своими планами нынешний владелец исторического здания.

- Это ваше право. Но расстреливали именно в этом подвале. Я в архиве документы видела! - возмутилась Е.М. и мы снова залезли в автобус, и я ещё раз про себя поразилась тому, как много эпох жизни нашей страны оставили свои следы на этом клочке земли - в Гремячьей пустоши, и автобус тронулся, увозя пассажиров из Гатчинского района в Псковскую область...

Только об этом я вам уже сейчас не расскажу. Мне через полтора часа вставать... так что надо поспать... хоть чуть-чуть, а то не смогу себя собрать утром.

век учись, бытовуха, путевые заметки

Previous post Next post
Up