Были на "Щелкунчике" в
БТК.
Об этом как-то долго не писАлось. Сложно.
Первый спектакль Кудашова, перед которым не испытала безоговорочного восхищения.
Второй спектакль в жизни моего ребёнка, не понравившийся категорически.
- Это плохая сказка!
- Почему? Мари тебе понравилась?
- Не навится. Девочка болит. Плохая сказка!
- А Щелкунчик?
- Мыши злые! Мышей боюсь... (вдруг, протяжно) мяяяу! мяу... я кошка... ням мышей!
То, что чадо не принимает всё без разбора, а имеет свои критерии "хорошо - плохо" - ценно само по себе, даже если эти критерии с моими не совпадают.
Впрочем, забегаю вперёд, а если начать сначала...
Свет погас, и нас заворожило.
Гигантские платья и пальто, розовый снег, робкие лучи света.
Одно из платьев чудесным образом превратилось в рождественский вертеп, и в нём-то и была наряжена ёлка, в нём-то и разбирали подарки бледные Мари и Франц.
Понравился горбун Дроссельмейер смутно похожий на цинично-любопытного сказочника из "Обыкновенного чуда". Правда, первые десять минут несколько смущало то, что крестный - женщина. Потом забылось. Чудесная Элла Мирзоян справилась и с этой трансформацией.
Понравились родители, превратившиеся в шкафы и комоды.
Понравилось даже то, что реальность ютилась в маленьком вертепе, а фантастика была крупным планом. И живым в том числе.
Но разочарование наступило уже на 15 минуте. Спектакля при всех моих "понравилось" я не увидела.
Было много моментов, каждый из которых был удивительно хорош, как живая иллюстрация к сказке Гофмана Щелкунчик.
Непрерывного же внутреннего действия не чувствовалось.
Сказка не рождалась на наших глазах - она рассказывалась. И рассказывалась урывками.
Действо, в принципе, имело видимость завершённости.
Начало в какой-то мере предопределяло конец. (в первые же минуты Фриц бранит волшебную Шарманку Дроссельмейера за то, что нельзя войти в тот домик, нельзя чтобы солдат помахал рукой, нельзя искупаться в том хорошеньком озерце, а в конце преображённый Щелкунчик и Мари летят туда, в мир этой самой шарманки). Но это рюшечки, эстетический выверт. А стрержня, так называемого сквозного действия, делающего "представление" спектаклем - не было.
Впрочем, у тех, кто не видел спектакль и хочет составить о нём своё мнение шансы ещё есть. Хотя "Щелкунчик" позиционировался как чисто новогодний проект - в феврале его ещё сыграют несколько раз.