Справедливость и общественное устройство

Apr 26, 2018 15:00


В статье «Общественное устройство Светочграда. Общие положения» был затронут вопрос о справедливости и важности её соблюдения в обществе. На этой основе были приведены общие идеи возможного построения города, в котором соблюдается наша справедливость, то есть жизнь по правилам:
  • Познания
  • Взаимопомощи
  • Творчества, труда и дарения

Смотрите статью «О Светочграде».

В данной же статье хотелось бы обратить внимание на то, что структура общества целиком формируется справедливостью. Общественное устройство является результатом повседневной деятельности всех членов общества с их внутренним чувством справедливости. Таким образом, тот или иной общественной строй зависит от понятия справедливости, превалирующего в обществе. Отдельные члены общества имеют различный уровень влияния на общество (общественный вес, так сказать) и различную социальную активность. Всё это как-то суммируется и получаются те или иные социальные отношения во всём обществе. Причём, смена этих отношений происходит с разрывами, как капелька на стекле вбирает в себя воду и держится на ней до определённого порогового момента. Такие разрывы связаны с принудительной фиксацией того или иного строя группой влиятельных и активных членов общества, обычно именуемой элитой. Если общественные отношения являются справедливыми в глазах всего общества, то элита, которая притворяет в жизнь эти отношения, управляет легко, без сопротивления, так как большинство ежедневно её поддерживает своими маленькими общественными весами и еле заметными активностями, но зато в громадном объёме. Как только интересы элиты начинают расходиться с интересами всего остального общества, то постепенно возникает сопротивление. Оно растёт и достигает той точки, когда в остальном обществе возникает уже новая социальная группа, состоящая из своих влиятельных и активных, и разделяющих воззрения на справедливость всего общества минус управляющая элита. В определённый момент противоречия между управляющей элитой и остальным обществом становятся неразрешимыми и, если новая элита в недрах остального народа уже сформировалась, то она скидывает старую элиту и становится у руля всего общества, которое в восторге переходит на ожидаемые социальные отношения. Приходим к выводу:

Справедливость формирует общество.
Таким образом, общественные отношения - суть реализация понятия справедливости, бытующего в народе. Для иллюстрации, можно сравнить западного и русского человека. Западный человек - индивидуалист. В его глазах справедливо реализовывать свой индивидуальный талант для получения личной выгоды с оглядкой на общество в рамках всё той же личной выгоды. Поэтому общество, в целом, построено так, чтобы максимально предоставить возможность получать прибыль индивидуально или группой временных попутчиков (компанией), скованных групповым интересом. Основной уклон сделан в сторону экономической свободы: делай и говори что хочешь, всё равно мерять тебя будут по критериям экономической эффективности, главное из которых на сегодня - это богатство. Такая экономическая свобода зачастую смешивается с личной свободой, видимо потому, что таковой выглядит: как экономический агент, ты свободен. Экономические свободы всех граждан вступают в противоречие, поэтому, конкурируя между собой, был установлен строгий закон, которому все следуют до определённого момента, естественно. Так возникает и политическая свобода, то есть возможность этот закон модифицировать. Само же нарушение закона оценивается лишь с точки зрения финансового риска (даже если это тюрьма) и если возможная прибыль значительно выше финансовых потерь при нарушении закона, то обязательно этот определённый момент наступит. Потому-то западный обыватель весьма законопослушен, просто финансовые риски на таком мелком уровне для него велики.

Если же посмотреть на русского человека, то он, в основном, коллективист. Видимо это наследие длительного общинного образа жизни, который экономически эффективен в нашем климате. В глазах русского человека справедливо, что бы индивидуальный талант и труд шёл на пользу обществу, будь то своя община, либо вся страна. Потому-то мы и пытаемся строить социальные отношения, в которых распределение произведенных благ было более-менее равномерно, чтобы всем хватило. Понятно, что при таких воззрениях, экономически успешные индивидуалисты в нашем обществе жалуются на то, что их богатства не являются справедливыми в глазах всего общества. Они обычно примитивно это объясняют завистью. На самом же деле, это результат другого мировоззрения ими не разделяемого.

Справедливость и чувство свободы
В статье «О Светочграде» было отмечено, что западный человек мыслит свободу, как «свободу от». Русский же человек мыслит её как «свободу для». То есть, западный человек ценит себя выше общества, свободным от многих его обязательств. Общество воспринимается как среда для личного успеха и любые попытки диктата личной инициативе со стороны общества, например в виде государственных регуляций, воспринимается лишь отчасти с пониманием: заключается, в некоторым смысле, договор с обществом, который, может быть нарушен при потенции громадных прибылей. Русский человек мыслит общество выше себя, отсюда и желание быть полезным всему обществу, то есть быть свободным для него. Если на данный исторический момент государство является формой координации общей деятельности, то оно и устанавливает те правила, которые реализуют тот или иной подход.

В статье «Каковы мы, таково и общество» было отмечено, что современная элита является выразителем народных интересов в деле урвать кусок побольше. Всё-таки «хороши» результаты по внедрению менталитета индивидуального успеха. В начале процесса, когда советское экономическое наследие было ещё жирным, элита в своём векторе индивидуального успеха по торговле этим наследием почти не встречала сопротивления: все ринулись продавать. В тоже время просыпается осознание, что индивидуальный успех не только приводит к разрухе в наших условиях, но делает жизнь пустой. Пропаганда пока работает на продление этого сна, но эта задача пробуксовывает. Отсюда и разговоры о будущей благодати, которая наступит, только когда уйдёт поколение «совков». Почему «совков» кстати? Не понятно. Ведь не желание гнаться за прибылью, но желание быть полезным обществу - это русская черта. Если ты сморишь на мир также, то ты - русский, вне зависимости от крови. В СССР, что бы не было обидно другим нациям, ввели термин «советский человек». А вот быть «совком» - это значит желать, чтобы социальные блага тебе кто-нибудь принёс на блюдечке, так как ты - само воплощение таланта и невосполнимости в обществе. В общем, все тебе должны. Отсюда, кстати, и плачь о том, что кого-то где-то не поняли, не оценили, в общем, совковость чистой воды. Причём, она не только была в СССР, она есть везде, особенно в больших компаниях, в которых некоторые, возможно и талантливые, работники так начинают наглеть, требуя к себе большего внимания, особенно в виде материального вознаграждения, что для стабилизации коллектива требуется их увольнять (диссиденты? шутка).

В общем, хотят, чтобы ушло не поколение «совков», а вышел из нас русский. Самое смешное, что если это произойдёт, и земля русская наполнится русскоговорящими не помнящими родства своего иванами лишь добывающими полезные ископаемые из недр своей бывшей земли, то куча этих ратников за западную модель вообще станет не нужной. Оставшиеся же из них, более проворные, будут информационно обслуживать колониальную администрацию. При этом, они будут искренне считать, что жизнь удалась и они в шоколаде. Поэтому, нам нужно строить своё общество для себя без оглядки на этих говорунов.

Справедливость и мотивация к труду
Итак, справедливость формирует общество. Да, если общество справедливо в глазах большинства, то созидательное начало превалирует. В противном случае - преобладает разрушительное начало. Действительно, из-за чувства уязвлённой справедливости человек может хорошенько наломать дров. То есть:

Справедливость может быть как созидающей, так и разрушающей.
Тут мы вплотную подходим к мотивации человека, в частности, мотивации к труду. Если понятие справедливости управляющей элиты совпадает с таковым всего общества, то общество устойчиво и эффективно по критериям, вытекающим из этого понятия справедливости. Например, энтузиазм строительства нашей страны в начале и середине 20 века может быть объяснён именно тем, что управляющая элита и весь народ были на одной волне. Большинство чувствовало, что строит свою новую страну. Те, кто в их глазах мешал этому строительству, были посланы на принудительные работы в места, не столь отдалённые. И тут нет абстрактного критерия «хорошо/плохо», есть проект на всю страну, и есть желающие его либо осуществить, либо затормозить (даже демонтировать с использованием внешней силы).

Звёздочки соберутся вместе
В начале этой статьи было отмечено, что при противоречиях между управляющей элитой и народом, в последнем может возникнуть своя элита, которая и будет пытаться сменить текущую. Много информационных сил пущено сегодня на то, чтобы возникновение народной элиты не произошло. Думаю, что эти действия весьма успешны. Тем не менее, громадное количество людей не только не хотят жить по принципам справедливости, предлагаемых управляющей элитой, но и готовы строить своё общество. Именно строить! Важно именно это. И часть этих людей будет готова реально выехать со своими семьями на строительство города, в котором они хотели бы жить по правилам познания, взаимопомощи, творчества труда и дарения. Если так, то Светочград будет построен. Это совершенно другой подход, подход самоорганизации снизу. Желающие жить по светочградски, как звёздочки, распределены по всей стране и не имеют силы изменить общество, в котором сейчас живут. Но они могут собраться вместе в выбранном географическом месте и построить свой город со своим укладом жизни.

Светочград.Общество, Светочград

Previous post Next post
Up