Если вы спросите у ребенка «Ну, как дела в школе?», скорее всего услышите: «Нормально». А если вы действительно хотите это знать, спросите иначе. * очень полезное жизненно важное умение - извлекать урок из прожитого, уметь резюмировать и выделять главное. не так много взрослых способны дать осмысленный ответ на вопрос "Как дела?" - Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня? - Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
- Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
- Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся? - Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
- Расскажи мне о самом классном месте в школе. - Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня что-то странное?
- Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь? - Кому ты сегодня помог?
- Может, кто-то тебе сегодня помог? - Было ли тебе сегодня очень скучно?
- Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали? - С кем бы ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты еще никогда не играл?
- Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня. - Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?
- О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе? - Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?
- С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше? - Где ты чаще всего играешь на переменах?
- Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной? - Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
- Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему? - Расскажи мне о трех различных случаях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.
- Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы? - Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?(с) Источник
В начале 1980-х годов психолог Джером Брунер принял участие в удивительном проекте под названием "Рассказы из детской кроватки", вынудившем многих детских психологов поменять свои воззрения. Проект был сосредоточен на разговорах с собой двухлетней девочки Эмили из Нью-Хэйвен. Они обнаружили, что эти разговоры были более продвинуты, чем беседы с родителями. Флейшер Фельдман, одна из членов исследовательской группы, обсуждавшей аудиозаписи Эмили, сделала следующие выводы...