На этот раз про Вьетнам. Спасибо, Женя.
Вот тут. А это -
предыдущая. Фото для иллюстрации редакторы выбрали вот такое (мое, понятно):
У себя даю нередактированный вариант. Думаю, будут люди, которые не согласны с моим восторженным отношением ко Вьетнаму. Что же, послушаю любую критику и приму в сведению все поправки.
Итак:
У многих детей в Советском Союзе в семидесятые-восьмидесятые года прошлого века были нарядные красно-сине-белые кеды, на которых в районе щиколотки красовался резиновый диск с надписью Vietnam-Hanoi. Все знали, что во Вьетнаме делают кеды, что там была война с Соединенными Штатами и что в джунглях Вьетнама бродит Рембо.
С тех пор прошло много времени. Война давно закончилась, джунгли остались только в горах и национальных парках, Рембо постарел и, наверное, мучается раскаянием, заглаживая вину инвестициями в ранее враждебную экономику. А кеды - кеды во Вьетнаме делают до сих пор. Только теперь тут производят одежду и обувь и демократичных, и дорогих мировых марок.
Вьетнам протянулся на 1750 километров с севера на юг по восточному побережью Индокитая. Климат страны меняется довольно сильно, если следовать по карте сверху вниз. В новогодние праздники в горных северных районах температура может быть 3-5 градусов, в современной столице Вьетнама - Ханое - 15, а в на южных морских курортах около 30 градусов тепла. Это делает страну необычайно привлекательной для туризма. Можно проехать весь Вьетнам за отпуск и насладиться прохладой и жарой, горами и морскими пляжами, колониальной архитектурой и старыми восточными улочками.
Передвигаться по Вьетнаму можно самыми разными способами. Городской общественный транспорт и такси, развитая сеть междугороднего автобусного сообщения, железная дорога, речной транспорт и внутренние авиарейсы помогут добраться до нужной точки максимально удобным способом. Дорога не бывает скучной. Во Вьетнаме нет ни клочка необработанной земли. Рисовые чеки, поля овощей, где каждый кустик подвязан, пальмовые рощи и фруктовые сады, плантации драконьего фрукта, подсвеченные по ночам, и везде работают люди в знаменитых конусообразных соломенных шляпках. Настоящие трудяги, превратившие измученную войной страну в стремительно развивающееся государство.
На севере Вьетнама расположен маленький городок Сапа, поистине удивительное место. Поселению порядка двухсот лет, в течение которых оно служило общей точкой для многочисленных небольших народов, а в более или менее современном виде было построено в 1910 году французами как место для отдыха от обычной для страны жары. В горном местечке на высоте в полторы тысячи метров за сутки сменяется четыре сезона: утро приходит весной, днем наступает лето, вечером начинается осень, а ночью зима принимает Сапу в свои неласковые объятия. В изумительных по красоте окрестностях города обосновалось несколько маленьких народностей, самые значительные из которых кхмонги и дзао. Трудно поверить, но они до сих пор ходят в одежде, сшитой из кустарно сотканных тканей и украшенной ручной вышивкой. Женщины носят головные уборы в виде различной формы повязок и платков, а за спинами у них пристроились дети в повязанных крест-накрест полосах материи.
В Сапе можно посмотреть ночной «Рынок Любви». Когда-то юные девушки приходили туда по ночам и пели, а юноши находили их в темноте по голосам. Парочка уединялась на три дня, и за это время решала, подходят они друг другу, или нет. Если нет, то в следующую субботу они снова были на «Рынке Любви». Французским колонизаторам такой обычай показался безнравственным, и теперь это только туристический аттракцион. Девушки по-прежнему поют, но уже не для молодых людей, а для туристов.
Занимаются горные вьетнамские жители в основном тем, что изготавливают сувениры из текстиля и серебра, продают их посетителям, а так же выращивают рис. Именно рисовые террасы, переливающиеся всеми оттенками зеленого, спускаясь со склонов в виде извивающихся лестниц, и делают ландшафты вокруг Сапы незабываемыми. Тут и там свежая зелень ростков расцвечена синими и красными пятнами национальных костюмов. Никаких шортов и драных футболок, только расшитые наряды ручной работы. Этнические меньшинства практически неграмонты, их жизнь не так уж изменилась с доколониальных времен. Природа прекрасна, но сурова, будни полны тяжелого труда.
В 400 км от Сапы находится столица страны - Ханой. Огромный город оглушает шумом транспорта и людским гомоном. По дорогам и затейливым развязкам несется сплошной поток из автомобилей и чудовищного количества мотобайков. Колониальные здания стоят вперемешку с современными высотками. Просторные проспекты со старинными французскими особняками сменяются узкими улочками, дома на которых могут быть не шире двух метров, где прямо у входов располагаются стихийные рынки. Свежие овощи и яркая сочная зелень, диковинные фрукты, свежая рыба и разнообразные моллюски, свинина, говядина, куры и даже собачатина, лягушки, связанные в пучки, как укроп, продаются рядом с хрустящими багетами и цветами. Тут же можно присесть на табуреточку за низким столиком и отведать местной кухни с рассвета и до вечера. Приходится быть очень острожным, чтобы, лавируя в толпе, не столкнуться с прорезающим ее мотобайком.
Центр города раскинулся вокруг озера Возвращенного меча, в котором плещутся разноцветные рыбки. Старые деревья склоняются, купая ветви в серой воде. Потоки туристов перемешиваются с местными жителями, которые вполне могут обратиться к вам по-русски, а уж по-английский тут совсем не в диковину. Вода в городе повсюду: реки и речушки, озера от маленьких до огромных, все в тени ветвистых высоких деревьев. Трудно не растеряться в этом эклектичном мегаполисе, шокирующем и красотой центральных улиц, и убогостью трущоб, но впечатление Ханой оставляет очень сильное.
Из столицы за три-четыре часа можно добраться до городка Ха Лонг, примостившегося на берегу всемирно известной одноименной морской бухты. У пристани ждут пассажиров сотни небольших лодок и серьезных туристических кораблей. Они готовы увезти вас навстречу сказке. В бухте Ха Лонг более полутора тысяч скал. Одни из них встают из воды мифическими чудовищами, а другие балансируют на тонких изъеденных эрозией ножках. Они будут вырастать из тумана, сменяя одна другую, как картонные театральные декорации, давая ощущение нереальности происходящего. Множество пещер изрезало эти скалы, некоторые из них подсвечены разными цветами. Оказавшись там, легко вспомнить забытые с детства сказки Бажова о Хозяйке Медной Горы. У подножия скал на воде есть несколько рыбацких деревень. Плавучие дома на время тайфунов соединяют между собой, чтобы уберечь их от не всегда ласковой природы.
Южнее Ханоя есть много интересных мест, как древняя столица Хюэ и небольшой городок Хойан с многочисленными памятниками прошлого, индустриальный Дананг с чудесными пустынными пляжами. Дальше к югу находится насквозь туристический морской курорт Ня Чанг, со времен вьетнамских императоров служивший местом отдыха. Пляжи с белым песком, коралловые рифы, канатная дорога, ведущая к острову, где можно развлекаться любым способом, от пляжного до клубного, обезьяний остров, где маленькие мохнатые хулиганы с удовольствием лишат вас очков и всего блестящего. И отели, отели, отели. Туристы заполнили Ня Чанг под завязку, и именно они дают основной доход городу и окрестностям.
К юго-востоку в горах расположился Далат. Путь к нему петляет по горному серпантину среди джунглей мимо бирюзовых озер. На определенной высоте в машину буквально врывается запах жасмина и сирени, смешанный с чем-то едва уловимым, но очень знакомым. Дорога достигла кофейных плантаций. Деревца различной высоты, одни из которых покрыты белыми цветами, другие зелеными завязями, а третьи ярко-красными ягодами растут вокруг правильными рядами. Незабываемые вид и аромат просто кружат голову.
Далат стоит на полуторакилометровой высоте в приятной прохладе, совершенно особенный, не азиатский, почти европейский город с чистенькими улицами, симпатичными небольшими домами и спокойными людьми. Никто не докучает, не шумит и не предлагает купить несчетное количество ненужных вещей. Вьетнамские молодожены проводят тут медовый месяц на свежем воздухе в прогулках по окрестным водопадам и в фотосессиях на фоне плавающих по озеру лодок в виде лебедей или уменьшенной копии Эйфелевой башни.
Далат - единственное место во Вьетнаме, где делают вино. Иногда оно бывает неплохим, но, конечно, никогда не составит конкуренции итальянскому или французскому. Тут выращивают клубнику и другие непривычные для тропиков фрукты и ягоды. Это пристанище художников и артистов и один из центров вьетнамской науки.
Если опять спуститься к побережью, то следующая на к югу значительная точка - Муйне бич, протянувшийся более чем на 15 км между одноименной рыбацкой деревушкой и городком Фантьет. Это длинная череда отелей, рай для серферов. Местные жители обслуживают этот нескончаемый туристический поток или занимаются рыбной ловлей.
Ниже по береговой линии есть еще один курорт под названием Вунгтау. Милое местечко с серьезным портом и развитым нефтяным бизнесом. Здесь остался последний оплот совместного советско-вьетнамского сотрудничества, крупное предприятие по нефтедобыче. Несколько тысяч россиян живет и работает в Вунгтау в этой отрасли или имеют собственное дело. Очень комфортное место, хотя и не отличается ничем особенным. Разве что 32 метровой статуей Христа на горе. Французское колониальное прошлое оставило свой след, и во Вьетнаме, особенно на юге, довольно много католиков. Тут и там церкви, архитектура которых может быть и почти готической, и вполне авангардной. На балкончиках жилых домов стоят статуи Девы Марии.
Если в Вунгтау сесть на судно на подводных крыльях, ту самую советскую ракету, то за полтора часа можно добраться до столицы Южного Вьетнама - бывшего Сайгона, а ныне Хошимина. Наравне с Ханоем, это крупнейший индустриальный центр. Технические базы, различные производства, огромный порт. В гигантском мегаполисе начинаешь чувствовать себя селянином, попавшим впервые в большой город. Местные жители тут деловые и серьезные, хотя могут и поулыбаться, если для дела нужно. Каждая вьетнамская женщина в состоянии командовать армией, одной силой голоса заставляя полки повиноваться. Но в душе они добрые и милые, пусть иногда и бывают суровы на вид. Просто, как и почти повсюду в Азии, основные заботы о благополучии семьи ложатся на плечи женщин, а это уже накладывает отпечаток озабоченности на их красивые лица. Мужчины же производят впечатление вполне беззаботных, а молодежь общительна и приветлива. Сайгон, кажется, наиболее разнообразен изо всех вьетнамских городов.
Центр наполнен достопримечательностями, как кубышка ростовщика. Прекрасные образцы колониальной французской архитектуры, шикарные отели и дорогие магазины. Соборы, откуда после службы вытекают целые реки мотобайков. Просторные бульвары с тенистыми парками, где каждое дерево - гигант, помеченный собственным номером, в которых вечерами вьетнамцы занимаются аэробикой и спортивной ходьбой. Банки и офисы крупных корпораций. Современные торговые центры. Рынки, какая же Азия без рынков. Рестораны от шикарных до самых простых. Вьетнамцы одинаково хорошо готовят и европейские, и местные блюда, однако ничто не сравнится со знаменитой на весь мир вьетнамской кухней. И простые, вроде всем известного супа Фо, самого быстрого способа утолить голод, и экзотические изысканные кушанья всегда потрясающе вкусны.
Некоторые микрорайоны Сайгона выглядят, как Сингапур. Торжество цивилизации. Но стоит свернуть с центральной улицы или добраться до окраины, город снова становится совершенно азиатским, с узкими домиками, тесными улочками и маленькими лавочками.
Пожалуй, не так уж много мест на земле, где бы так компактно, как в небольшом многолюдном Вьетнаме, расположилось столько природных красот и созданных руками человека достопримечательностей. Но главное достояние Вьетнама - его люди, ведь именно их руками создаются все современные богатства страны.