Апатия как собранное внимание

Sep 07, 2009 01:53


"Филология важнее чем философия".
Г.И.Гурджиев
Недавно я уже писал про изменившееся, по сравнению с оригинальным латинским, современное значение слова 'интеллигент'.

Апатия - еще одно слово, полностью потерявшее изначальный смысл ( Read more... )

apatheia, philology, attention

Leave a comment

Comments 15

о словах перевертышах.... ;) creator_al September 7 2009, 12:27:03 UTC
Шанские: “Заимств. Из франц. или нем. яз. в XVIII в. Франц. idiot <<идиот>> , нем. Idiot - тж., через посредство лат. Idiota - <<невежда>>, восходит к греч. idiotes - <<частное лицо, мирянин, несведущий человек, невежда>>.”

Фасмер: “От греч. idiwthz <<частное лицо, мирянин>>.” “Нем. Idiot заимствовано из лат. яз. Лат. idiota <<несведущий, неуч., простолюдин, простак>> - от греч. idiwthz - <<частное лицо, мирянин, несведущий человек, профан (в государственных делах)>>, последнее является производным от idioz - <<особенный, собственный, частный>>.

С отрицательным знач. <<безумный>>, <<сумасшедший>> слово впервые употреблено Парацельсом в 1526 г.” И далее ссылки - на Клюге и Фасмера.

http://www.arsbook.ru/selnik.htm

Reply

Re: о словах перевертышах.... ;) larkin_donkey September 7 2009, 19:44:17 UTC
Точно, идиоты - зто, можно сказать, классика такой подмены )

Reply

Re: о словах перевертышах.... ;) creator_al September 7 2009, 20:29:57 UTC
наверное занятно было бы обобщить направлени таких подмен. не удивлюсь если чтото нарисуется синонимичное с "выхолащиванием". тоесть оскопление, лишения способности к воспроизводсту.. схоластическое? ;) профанация (любимое слово генона)...

Reply

Re: о словах перевертышах.... ;) larkin_donkey September 8 2009, 05:58:39 UTC
Ну да, геноновская профанация как раз хорошо отражает изменение направления - с вертикального на произвольное горизонтальное. Символы, призванные в контексте рабочего языка служить как раз приборами-детекторами направления, перевращаются в причудливые декорации и ширмочки совсем другой пьесы )

Reply


tdimm September 8 2009, 20:00:12 UTC
Мне вот только что сообщили (филологи), что качественные прилагательные приблизительно за 150 лет меняют свое значение на противоположное.

Reply

larkin_donkey September 9 2009, 14:14:01 UTC
Хм, очень категорично сказали ))

Это типа, белое становится черным, доброе - злым, высокое - низким и т.д.

Хотя филологам, конечно, виднее... А в жизни это обычное дело - черные волосы становятся белыми за гораздо меньший срок.

Reply


tdimm September 9 2009, 19:06:53 UTC
Я потребовал слофф, мне сказали что это надо идти смотреть. Вот и пусть идут смотреть, а то как то голословно. Мне кажется.

Reply

larkin_donkey September 9 2009, 20:03:17 UTC
Точно ) Как раз сегодня с подобным столкнулся по работе. )) Человек категорично доказывал мне, что я идиот, и то, что я от него требую, не будет работать. И даже не хотел искать подтверждающую информацию - если мне надо, то сам и ищи... :) Как выяснилось после разбора полетов, он даже не пытался понять, что я ему говорил, а отвечал по каким-то засевшим в голове ассоциациям, которые всплыли на мои слова... Но очень убежденно и эмоционально... Если б я сам не понимал, как это должно работать - поверил бы ))

Reply


ex_quicknqu624 September 16 2009, 14:13:31 UTC
Апатия - это отношение к сношению после сношения :)

Reply

larkin_donkey September 16 2009, 19:19:24 UTC
типа, апатия на еду после сытного обеда )

Reply

ex_quicknqu624 September 16 2009, 19:53:47 UTC
В данном шутливом контексте - пассивность в связи с удовлетворенностью. Что буддисты считают благом, т.к. желания порождают страдания, а Ницше считает наоборот:" Желаний я хочу и вместо их исполнения -- новых желаний".

Reply

larkin_donkey September 17 2009, 08:09:18 UTC
Скорее тогда уж не буддисты, а Ницше считает благом удовлетворение желаний - "люди хотят только желать, но не хотят иметь..." - т.е., по Ницше, золотой век мог бы прийти, если бы мы стремились не только желать, но и иметь то, что желаем, прикладывали бы волю, чтобы заполучить желаемый объект.

Буддисты же, наоборот, считают, что удовлетворением желаний невозможно выйти из этого ницшевского круга "желаний я хочу и только желаний..." В этом смысле, буддизм радикальнее и предлагает разомкнуть круг, избавившись от самого желания.

А цель избавления - как раз не пассивность "отношения к сношению после сношения", а достижение состояния той самой 'апатии' в изначальном смысле - состояния равновесия, когда собранное внимание, освобожденное от эмоций, сосредоточено на другой, более высокой цели: христианской Агапэ, с переживанием подлинной любви к ближнему, или буддийской Нирване, как безграничному состраданию и дружелюбию.

Reply


Leave a comment

Up