"Хотя сам конкретный "пифагорейский строй" - это всё-таки не изобретение средневековой Европы. Он был предложен ещё во 2 веке н.э. Птолемеем, на основе той же пифагорейской модифицированной диатонической шкалы, учитывающей 4е и 5е гармоники, и назван им 'синтонным диатоническим'. После чего был благополучно забыт, и заново "открыт" уже в конце 15го века."
Дык-дык! Еще раз: Клавдий Птолемей и "крутые" теоретики до него и некоторое время после, когда обсуждали "строй", НЕ ИМЕЛИ В ВИДУ СТУПЕНЕВОЕ ДЕЛЕНИЕ ОКТАВЫ. Они обсуждали ступеневое заполнение ТЕТРАХОРДА, то есть объема КВАРТЫ, и сочетание тетрахордов.
Гурджиевская "октава", поделенная на ступени, - представление, античности СОВЕРШЕННО чуждое. То есь "древним" это знание может быть только в двух смыслах: (1) древнее знание, одетое в новоевропейские понятия, (2) знание, такое "древнее", что соответствует до-египетским временам, Сфенксу и пр.
Да, хотя есть ещё один довольно интересный и вероятный вариант в плане истоков и аутентичности, не таких далёких... Завтра тогда, если будет время, постараюсь написать.
А с китайской традицией кто-нибудь пробовал "параллели проводить"? Я в музыке не силен, просто случайно попался материал, который кому-нибудь может быть интересен - Духовная культура Китая (есть на рутрекере) в 5м томе есть целый раздел посвященный китайской музыкальной теории.
"Параллели" с чем? По крайней мере, там также было понимание важности трансформирующей силы музыки и опасности нарушения баланса/гармонии.. Достаточно сказать, например, что самой важной задачей императора в Древнем Китае было поддержание основного музыкального тона -- император должен был сам настраивать его на одном музыкальном инструменте в совершенной гармонии с "божественными энергиями Свыше", а от него уже настраивались все остальные инструменты.
""Параллели" с чем? " С Гурджиевским пониманием. На дилетантский поверхностный взгляд - кроме "политического" значения, там также упоминается о физических свойствах музыки (например, выращивание растений под музыку), про которые ГИГ тоже рассказывал. Также, кажется во "Все и Вся" упоминались "открытия китайских братьев", но я не помню точно о чём там была речь. В общем, это конечно имеет скорее "литературный интерес". Разными "параллелями" наверное хочется добавить объективности Гурджиевским теориям, хотя это ничего и не меняет.
Comments 6
Дык-дык! Еще раз: Клавдий Птолемей и "крутые" теоретики до него и некоторое время после, когда обсуждали "строй", НЕ ИМЕЛИ В ВИДУ СТУПЕНЕВОЕ ДЕЛЕНИЕ ОКТАВЫ. Они обсуждали ступеневое заполнение ТЕТРАХОРДА, то есть объема КВАРТЫ, и сочетание тетрахордов.
Гурджиевская "октава", поделенная на ступени, - представление, античности СОВЕРШЕННО чуждое. То есь "древним" это знание может быть только в двух смыслах: (1) древнее знание, одетое в новоевропейские понятия, (2) знание, такое "древнее", что соответствует до-египетским временам, Сфенксу и пр.
Reply
Reply
Я в музыке не силен, просто случайно попался материал, который кому-нибудь может быть интересен - Духовная культура Китая (есть на рутрекере) в 5м томе есть целый раздел посвященный китайской музыкальной теории.
Reply
Reply
С Гурджиевским пониманием. На дилетантский поверхностный взгляд - кроме "политического" значения, там также упоминается о физических свойствах музыки (например, выращивание растений под музыку), про которые ГИГ тоже рассказывал. Также, кажется во "Все и Вся" упоминались "открытия китайских братьев", но я не помню точно о чём там была речь. В общем, это конечно имеет скорее "литературный интерес". Разными "параллелями" наверное хочется добавить объективности Гурджиевским теориям, хотя это ничего и не меняет.
Reply
Reply
Leave a comment