[в тему предыдущего обсуждения об истории "правильных" и "неправильных" октав]
Диатоническая мажорная октава - одна и базовых вещей, на которой строится символизм, изложенный в 'Поисках чудесного'. Но если задаться целью понять "откуда ноги растут", её нельзя рассматривать в отрыве от остального изложения.
Надо принять во внимание ещё характерный нумерологический символизм, опирающийся на десятичную систему исчисления с нулём (также неизвестную в античности - появление самой десятичной системы относят к Индии, а ноль был добавлен гораздо позже арабами).
Кроме этого, определённую уникальность системе, представленной Гурджиевым, придают тесно связанная с диатонической шкалой специфическая астро-космологическая система, корни происхождения которой пока также непонятны.
Если верить словам Гурджиева о том, что это древнее знание, ранее скрытое, а не нечто self-made, то непонятно то, что ни в одной из известных традиций этот символизм не прослеживается, только в виде отдельных фрагментов.
Конечно, "пифагорейская гамма", использующая диатоническую мажорную шкалу,
как правильно сказал Михаил Папуш, не является изобретением самого Пифагора, предложившего только общий закон гармонии с диатонической шкалой, являющейся первоисточником для западной музыкальной традиции. Но гамма, как таковая, действительно появилась гораздо позже, с развитием полифонии.
Хотя сам конкретный "пифагорейский строй" - это всё-таки не изобретение средневековой Европы. Он был предложен ещё во 2 веке н.э. Птолемеем, на основе той же пифагорейской модифицированной диатонической шкалы, учитывающей 4е и 5е гармоники, и назван им 'синтонным диатоническим'. После чего был благополучно забыт, и заново "открыт" уже в конце 15го века.
Но по любому, истоки гурджиевского закона октав и символизма энеаграммы вряд ли следует искать у самого Пифагора. Говорят, даже знаменитые пифагоровы штаны не были сшиты им самим, а были известны в Египте и Вавилоне, по крайней мере, за тысячелетие до него. Кроме того, хотя пифагорейские источники содержат в себе диатоническую шкалу, в них отсутствует "правильная" космология, и они не опираются на десятичную систему с нулём, в девяти повторяющихся символах.