в поисках истоков - продолжение

Apr 17, 2008 20:08


Как известно, в качестве одного из главных источников данного знания, Гурджиев с одной стороны указывал на некое полумифическое Сармунгское братство, а с другой говорил, что школа этого типа когда-то давно была у Айсоров (сирийских христиан). Довольно интересно, что современные исследования проливают некий свет на этот вопрос и указывают на связь этих двух утверждений.

Во 2-3 веках н.э. в Эдессе существовала айсорская христианская и медицинская школа под руководством епископа Бар Дайсана. В частности, она упоминается в работах ранних суфиев, например, Авиценны, учившегося у айсорских христиан и получившего от них знания по медицине и философии. В 5-6 веках эта школа переместилась в Афганистан, спасаясь от византийско-персидских войн. Суфийский мистик Сухраварди позже упоминал её и называл "Сарматским братством" (возможно, Сарматы имелись им в виду по географическому размещению, а не происхождению).

В конце 18 века на руинах древней армянской столицы Ани (аналогично тому, что писал сам Гурджиев во 'Встречах с замечательными людьми') были найдены и доставлены в Венецию документы, принадлежавшие Эдесской христианской школе (причём, сопроводительное письмо также называло её "сарматской школой"). Автором кодекса этой школы в манускрипте назывался уже упоминавшийся Бар Дайсан. О самом кодексе писалось как о достаточно странном своде правил аскетизма, музыки, трансформации элементов и чисел для формирования подлинной цельной индивидуальности (ихидая).

Сар-мунг и Сар-мат, с учётом значения армянского "мунг"-человек, имеют одно и то же значение - солнечный человек. Так что, речь, видимо, о том самом Сармунгском братстве. О нём самом известно мало, и в основном, со слов самого Гурджиева - что в начале 20 века оно ещё существовало и ему удалось установить с ним контакт. Но учёными сирийской православной традиции обнаружено довольно много интересных документов о школе Бар Дайсана.

По данным этих исследований (хотя, конечно, они нигде не упоминают про Гурджиева), литургии этой школы строились как раз на основе мажорной диатонической шкалы, позднее вытесненой святыми отцами, как неправильную по отношению к классическому церковному строю.

Также интересно, что их символизм, по описаниям, строился на основе десятичной системы с так называемыми "слабыми звеньями" (диастемами или интервалами-полушагами) в небесной и ангельской иерархиях, нарушающими небесную гармонию. В таких мирах со "слабыми звеньями" были размещены Адамы для заполнения диастем (сами диастемы являются ранним сирийско/греческим названием для полутонов в диатонической шкале).

Одной из идей школы, которую упоминает ещё Авиценна, как переданную ему христианскими учителями, было также, что мы рождены смертными, но через прохождение определённого опыта по формированию подлинного Я, способны обрести бессмертие.

Ещё интересно упоминание про негативное отношение основателя школы к астрологии:
"...Другие непрямые ссылки на работы Бар Дайсана ясно иллюстрируют, что этот арамейский философ, как его часто называли, интересовался не просто теологическими изысканиями, в строгом смысле этого слова...Прочие его работы, по цитатам других авторов, снискали ему репутацию астронома, которые, впрочем, в то время не отличались от астрологов. Но судя по его собственным атакам по отношению к астрологам, он являлся, возможно, одним из первых людей, делавших различие между астрономией и астрологией."
"The Cosmological Works of Bar Daisan", Saliba

Вообщем, как вывод - вполне возможно, что слова Гурджиева, что это учение является эзотерическим христианством были не просто метафорой.

octave, sources, psy math, law of 7, sarmoung

Previous post Next post
Up