"Филология важнее, чем философия"
Г.И.Гурджиев
[в тему обсуждения
двусмысленной терминологии]
Возможно, определения 'интенсивность вибраций' и 'интервалы', как они формулируются для октав в книге Успенского, звучат, на первый взгляд, немного двусмысленно.
Но я не вижу тут особых проблем для понимания, учитывая возможные разные контексты изложения, где один символ может иметь несколько значений. Поэтому у меня лично, в данных конкретных случаях, не возникает, как у М.Папуша в его
эссе об интервалах, желания "улучшить" текст для более ясного понимания (хотя в других случаях очень хотелось бы :) - не случайно, наверное, Георгий Иванович на слушаниях книги Успенского периодически повторял - "слишком расплывчато, что-то упущено")
Под интенсивностью вибраций, в первую очередь, конечно, имеется в виду их частота, а не амплитуда.
Хотя, для определённых типов вибраций, частота и амплитуда - связаные понятия.
Например, если мы говорим о тепловых колебаниях в материи, то с нагревом одновременно повышаются и частота, и амплитуда тепловых колебаний.
Так что, в этом контексте как раз корректно говорить об общей 'интенсивности вибраций'.
Если брать общую шкалу материальности, то под интенсивностью вибраций подразумевается уровень "оживлённости материи". Скажем, эмоционально мы можем воспринимать ситуацию с большей интенсивностью, чем умственно - как бы с большей сканирующей частотой.
Если говорить о музыке, под интенсивностью вибраций здесь подразумевается, конечно, высота звука, а не его громкость (предполагается, наверное, что в данном гармоническом ряду амплитуда колебаний относительно постоянная).
Интервалы тоже можно воспринимать просто, в контексте изложения (хотя и есть некая путаница в изложении с соответствующими им разделяющими полутонами).
В начале, 'интервалы' соответствуют промежуткам между станциями/нотами, скажем, некоего поезда. Поезд идёт по утверждённому маршруту, и вообщем, мы можем не замечать этих интервалов, просыпаясь только на станциях.
Но вот поезд подъезжает к морю, преградившему дорогу к следующей станции. До неё можно добраться или длинным окольным путём по той же железной дороге, или никогда не добраться, если нет соединяющей сухопутной линии. Но возможно, по морю курсирует паром, который может помочь железнодорожной октаве продвинуться к следующей станции (или я сам должен попытаться отыскать такой паром для своего мини-поезда).
Даже если мне удалось договориться с переправой и благополучно достичь следующей станции, я не могу расчитывать, что между станциями я буду ехать с той же скоростью, как и между предыдущими, из-за задержки в движении. Поэтому, если предположить, что время движения между станциями должно быть одинаковым, чтобы наша железнодорожная октава правильно стучала, то расстояние между станциями с переправой должно быть меньше.
Еще, в этом контексте, истинными интервалами для меня являются только перегоны с переправами. На остальных я могу спокойно дремать, а эти трудно проспать из-за толчков. Так что значимы в этой железнодорожной октаве только сами станции и интервалы-переправы.