[ Транскрипт сессии Дж.Г.Беннетта (май 1974), 2я часть. Начало
здесь. ]
~ • ~ • ~
[ . . . ]
Stud: Мне наиболее запомнился один вечер, когда мы с друзьями сидели за бутылкой виски, и вдруг неожиданный импульс побудил меня спуститься вниз на кухню, чтобы приготовить порцию тостов с корицей. Я делал их, одновременно думая: "Итак, тема этой недели - Совесть. А я могу видеть себя здесь, когда готовлю тосты, лишь потому, что никого здесь сейчас со мной нет". Я помню, подумал ещё, что есть в этом что-то неправильное, как если бы у меня не было Совести вообще.
JGB: Хорошее наблюдение. Тут возникает ещё вопрос, на который также надо обратить внимание: Почему, даже когда мы можем видеть себя делающими определённые вещи, само это виденье не меняет ничего? Я уже говорил в начале, что Совесть подобна посетителю. Давать указания в доме она не имеет права. И сказанное вами, прежде всего, очень точно иллюстрирует смысл моих слов. А способность видеть и осознавать это даёт реальный ключ к пониманию работы Совести. Власть применения силы Совести не дана. Такой властью наделён лишь наш эгоизм. По сути, борьба между Совестью и эгоизмом является как раз борьбой между светом и тьмой, где противостоящим сторонам дозволено использовать только собственное оружие. Совесть вооружена светом, эгоизм - тьмой. Описанное только что Джоном и, думаю, знакомое всем, являет собой нечто, что каждый из нас делал. Более того, каждый из нас вёл так себя и на этой неделе, а если кто-то думает, что это не так, он просто не наблюдал себя.
Как только мы начинаем видеть таким образом, это создаёт угрозу для эгоизма. Раньше или позже, свет для него становится слишком ярким. Хотя Совесть может дать свет, но не высветить сам эгоизм. Мы не способны видеть его напрямую, мы видим лишь проявления своего эгоизма, особенно его проявления в нашей личности. Сам же эгоизм остаётся надёжно защищённым собственной темнотой. И покорение эгоизма является длительным и очень большим завоеванием. В практике движений под названием "The Great Prayer" это происходит в третьей фазе, после очень серьёзных трансформаций. Эгоизм живуч и сохраняется долгое время, даже после того, как инициатива уже перешла от личности к сущности, а ваше бытие, наконец, обретает реальность. Но понемногу свет делается сильнее и ярче, всё непереносимее для эгоизма. В конце концов, это принудит вас встать на колени и эгоизм выйдет из вас.
Увидеть и пытаться удержать осознание в ситуации, описанной Джоном, будет очень хорошо для практики. И вы также хорошо можете себе представить, что вряд ли обрадуетесь, если в процессе приготовления такого "тоста" в вашу кухню вдруг войду я. Говорю я это потому, что хочу, чтобы у вас появилось понимание важности силы, заключённой в способности видеть, также как понимание глубокого смысла, стоящего за всеми этими разговорами о силах тьмы и силах света.
Stud: У меня такое ощущение, что всегда, когда я замечаю, что Вы смотрите на меня, я тут же начинаю видеть себя и то состояние, в котором нахожусь. Я вошёл в эту комнату с небольшим опозданием и, обратив внимание на Ваш взгляд, увидел вдруг высветившееся состояние, в котором я пребывал - совершенно пустое и неосознанное. Поняв, что опоздал, услышав, как Массимо заканчивает свой вопрос и пытается сказать что-то важное для него, я ощутил стыд и даже отвращение к себе за опоздание.
JGB: Не знаю, помните ли вы гурджиевское сравнение Человека с домом, полным слуг. Это основополагающая идея множественности наших "я", каждое из которых несет свой собственный импульс. Они постоянно сменяют друг друга и ни одно не годится на роль "Хозяина" дома. Сама их природа делает их негодными для подобной роли, фактически, это лишь отдельные грани или различные элементы нашей личности. Хозяин есть, но он далеко и не вернётся домой, пока в нём царит беспорядок. Хотя Хозяин может попытаться что-то сделать, если увидит стремление к приведению дома в порядок. Каким образом это происходит? Когда часть слуг начинает чувствовать невыносимость всего этого бардака, они могут выбрать одного из наиболее понимающих на роль временного или "заместителя" управляющего. Он начинает действовать, как если бы за ним стоял авторитет Хозяина, и делает определённый объём работы по приведению дома в порядок.
Это как раз соответствует тому, что я сказал уже о Совести. Совесть не будет работать в нас, пока не подготовлена почва для этого. Когда это происходит, тогда Хозяин посылает настоящего Управляющего, который не из слуг, но от Хозяина, не от обусловленного, но от безусловного. Этот Управляющий и есть Совесть. Он входит в дом и, когда признаётся, встречается с большой почестью, поскольку он послан самим Хозяином.
Заместитель же управляющего далеко не всегда находится внутри нас. Иногда это может быть кто-то внешний, кто помогает приведению дома в порядок. Я могу играть полезную роль для вас в этом качестве, но я не могу стать вашей Совестью. Я не представитель вашего Хозяина, этот представитель должен прийти изнутри вас. Но я могу стать одним из прочих служащих, знающих о том, что единственным действительно важным является приход вашего собственного представителя Хозяина, вашей Совести. Но моя роль для вас служит очень плохой заменой. В дальней перспективе, единственной, способной выправить положение дел, может быть только Совесть. Никто внешний, ничто другое не способно зажечь этот внутренний свет в нас, несущий не подверженную компромиссам способность видеть. Когда это действительно происходит, когда мы действительно проходим через этот период пробуждения Совести, реальный опыт этого может быть очень мучительным. Но если на протяжении длительного времени вы ясно видите себя, уже не можете жить, закрывая глаза, значит вы никогда уже не будете прежним.
Stud: Вы попросили нас выбрать время для поддержания в эти периоды спокойствия. Когда мне это наконец удалось, ко мне пришло чувство восприятия Совести, как единства, включающего всё. Не знаю, благодаря ли нашей теме или из-за регулярных ежечасных остановок, но на этой неделе я поддерживал работу, пытаясь пребывать в данном моменте. И вот сегодня что-то подалось и уступило дорогу. Такое случалось уже несколько раз, но случалось, с почти физическим ощущением, только в периоды "утреннего сидения". Как будто всё вдруг покрылось серой пеленой, а потом она просто рухнула на меня, после чего прошёл целый день.
JGB: И что, вы думаете, принесло больше пользы? Первые пять дней или сегодняшний?
Stud: Ну, тут сомнений нет.
JGB: Это верно. Полнота есть пустота, а пустота есть полнота. Способность что-то делать не даёт ничего; осознание же неспособности что-либо сделать может дать всё. Тогда у чего-то другого может появиться шанс. Вы должны всегда помнить, что Совесть не является Хозяином; Совесть - это тот, кто идёт перед лицом Господа, чтобы подготовить Его Пути. В точности, как это представлено Евангелиями, где Иоанн Креститель олицетворяет Совесть, а Иисус - Хозяина. Когда всё рушится в нас и мы начинаем осознавать пустоту, нечто в нас осознаёт также необходимость этой пустоты. Хотя бывают времена, когда мы ощущаем эту пустоту, без осознания её необходимости. И здесь как раз нужна дружеская поддержка того, кто уже прошёл через это и знает. Я знаю такие случаи, когда люди начинали реально осознавать свою пустоту, не будучи способными видеть, что эта пустота в них являет собой необходимое раскрытие, позволяющее другому войти.
Довольно легко рассуждать об этом, но всё далеко не просто, когда человек реально находится в подобном состоянии, поскольку он не знает ещё, как различить пустоту от темноты. И именно с этого момента Совесть реально становится нашим другом. До этого нам кажется, что Совесть, если и не враг, то по крайней мере, делающий постоянные замечания суровый наставник, чьё присутствие лишь заставляет нас страдать. Но когда мы делаемся пустыми, мы начинаем видеть другую сторону этого. Мы видим, что в действительности Совесть даёт нам гарантию того, что кто-то стоит за ней; что что-то должно прийти. Именно поэтому я и повторил историю о слугах и Управляющем. Когда Управляющий присутствует и вы признаёте его в этом статусе, тогда есть и гарантия прихода Хозяина.
Stud: Я приехал в среду в Оксфорд, собираясь лишь прийти на назначенную встречу и сразу автостопом отправиться обратно. Но я знал, что компания знакомых собиралась встретиться в ресторане, поэтому решил поехать обратно вместе с ними. Мы просидели в ресторане пару часов, всё было замечательно, но меня не оставляло чувство необходимости работы над курсовым проектом по возвращении. Было ощущение, будто существует некая засасывающая полость, пространство, где я должен находиться, и нечто меня тянет в этом направлении с такой силой, что я просто не в состоянии находиться в моменте моего пребывания с друзьями в ресторане. Я не был реально с ними, поскольку находился в другом месте, куда меня тянуло. Как только я вернулся, я начал работать над проектом. Тогда всё встало на места и я мог уже быть здесь, не раздваиваясь.
JGB: Это очень интересное наблюдение для понимания природы времени, понимания того, что могут существовать различные жизни и что нами может осознаваться факт нахождения в "неправильной" жизни. Действительно, существуют различные жизни и есть жизни, которые удерживают нас в этом механическом мире. Безусловно, одно из того, что Совесть может сделать для нас, это показать нам, какой из этих жизней мы должны жить. С точки зрения времени и вечности, вы находитесь в двух местах одновременно, но одно из них является местом-призраком, другое - реальное место, где вы действительно находитесь. Реально вы сидите в ресторане, но ваш призрак делает курсовой проект, и вы чувствуете эту неловкость от разделения со своим собственным призраком. Затем вы возвращаетесь домой. Ваш призрак входит обратно и присоединяется к вам, вы снова начинаете чувствовать себя комфортно. Но всё это, возможно, не так просто для понимания.
Stud: В своих остановках каждый час я работал с определённым чувством, "принятием". Мне интересно, может ли это быть полезным для развития Совести? Что Вы об этом скажете?
JGB:Это ложная, искусственная позиция, поскольку вы пытаетесь ввести причинно-следственную связь в сферу, где подобные вещи просто не работают. Это правда, что подобное чувство "принятия" ассоциируется с Совестью, но далее вы говорите: "Если я буду так работать, поможет ли это мне развить Совесть?". Звучит это разумно и рационально, но упускает из виду саму суть. Усвоить это людям нелегко, поскольку они ожидают увидеть результаты действия каких-то причин в своей духовной жизни, но в ней действуют другие законы и подобные ваши ожидания не будут работать. Когда мы обсуждали причинность на прошедшей неделе, мы говорили, что причинность является низшей из всех сил, которые работают в этом мире. Всегда старайтесь это помнить. В духовном мире происходят непредсказуемые, неожиданные вещи. Это сфера свободы, спонтанности. Если вы пытаетесь импортировать в неё свои концепции причины и следствия - делание чего-то для получения некого результата - вы теряете связь и удаляетесь от этого мира.
Зачем тогда, как вы думаете, постоянно твердит нам Бхагавад-гита: "Действуй не взирая на плоды действия"? Почему всегда учат "Не искать выгоды, не ждать награды"? Потому что, как только вы начинаете ожидать, вы сами захлопываете двери в духовный мир, вы ставите себя под действие тех самых законов, от которых хотите бежать. Конечно, это не означает, что вы не должны ничего делать. Это значит, что вы должны делать свою часть, рассчитывая и полагаясь на Работу, которая сделает свою часть дела и даст результат, который будет соответствовать вашим реальным потребностям, знать которые вы не можете.
~ • ~ • ~