СОВЕСТЬ

Mar 20, 2015 12:37

Транскрипт одной из поздних сессий (май 1974), которые в последние годы своей жизни проводил Дж.Г.Беннетт.
Замечательный материал для понимания одной из ключевых, но трудноуловимых тем...

~ • ~ • ~
Вступительная часть / Презентация.
Как говорит своим ученикам Ашиата Шиемаш в главе "Организация человеческого существования", лишь тот может заслужить право называться, также как быть в подлинном смысле этого слова, сыном Бога, в ком присутствует Совесть. И весь посыл данной главы именно в этом: если человек сможет в своём обычном состоянии жить по Совести, он также сможет достичь и освобождения.

Сейчас нам надо настроиться, чтобы постараться понять, что все это значит; что означает само слово Совесть и что же стоит за ним. Я не хочу давать никаких лишних объяснений. Я хочу только напомнить вам, что мы говорили о Совести уже много раз; мы слышали многократно упоминания о ней в чтениях и вы, возможно, легко сможете вспомнить некоторые определения Совести. Возьмём один пример из Рассказов Вельзевула. Когда Хассейн спрашивает что правильно и что неправильно для людей, Вельзевул даёт внуку такой ответ: "Правильно то, от делания чего совесть пребывает в мире, неправильно же всё заставляющее совесть страдать"... Правда, надо сказать, что такое определение содержит уже в себе некую неловкость, поскольку может исходить просто из внушения о неправильности чего-то. А обычное действие морали заключается именно в том, чтобы приучить нас бояться определённых типов поведения и страдать, если мы в них попадаем. Мы страдаем как раз потому, что приучены считать их неправильными. Но это ложная совесть, поскольку она навязана нам извне людьми, чьё понимание могло быть весьма далеким от объективности. Так называемая совесть такого рода является фиксированной и не обладает необходимой свободой, чтобы уметь распознавать конкретные требования данной ситуации. С Истинной Совестью же всё строго наоборот.

Я хочу привлечь ваше внимание к вопросу Совести именно сейчас, потому что в большинстве из вас она уже зашевелилась, хоть вы пока не и способны правильно её распознавать. Давайте отложим дальнейшее обсуждение, надеюсь, если мы поговорим подробнее об этом в пятницу, мы сможем прийти к чему-то, что прольёт свет на этот вопрос для всех нас. Но будет лучше, если мы вернёмся к к нему, основываясь на том, что каждый из нас может сказать от себя, чем на моих попытках дать вам дальнейшие объяснения или даже дать вам упражнения, которые, возможно, помогли бы выявить суть вопроса.


~ • ~ • ~
Пятничные наблюдения / Обсуждение.Student: Тема этой недели помогла моему общему настрою, поскольку в те моменты, когда я чувствовал нежелание что-то делать или уже был готов попасть в обычную ловушку нечестности по отношению к другим, я видел своё поведение и пытался сделать всё возможное для продолжения заданного курса. Не знаю, можно ли это назвать Совестью и имеет ли это вообще отношение к данной теме.

John G. Bennett: Совесть подобна гостю - некому благородному гостю, который входит в дом, но его там не узнают. Из-за такого вашего приёма он чувствует себя в нём очень некомфортно. Этот гость очень чувствителен. А поскольку вы не признаёте его, да ещё и ведёте себя перед его лицом часто неподобающе, им это воспринимается очень болезненно. Но приходит момент, когда вы вдруг начинаете видеть самого себя в этом госте, чувствуете весь этот дискомфорт и стыд за такой неподобающий приём.

Вы не распознаёте его, потому что слепы. Именно в этом разница: он вас может видеть, а вы нет. Когда же вы замечаете и начинаете понемногу осознавать присутствие в себе этого гостя, это пробуждает особое отношение, нежелание случайно оскорбить его или заставить его страдать. Фактически, описанное вами состояние как раз уже близко к этому.

Stud: Думаю, в течение этой недели я более ясно увидел, чем когда либо, что реальные желания Совести не связаны с добродетелью, благопристойностью или цивилизованным поведением. Их можно определить как стремление к совершенству - фактически, она хочет всего. Когда делаешь что-то правильное, что она хочет, на какое-то время всё обретает ослепительную ясность. Становишься ясным как ты сам, так и твои недостатки. Видишь столько всего, чего обычно не замечаешь - что ты можешь и что должен сделать. Но это всё рождает одновременно и большую раздвоенность в чувствах. С одной стороны, чувствуешь реальное желание следовать голосу Совести, просто служить ей. Но также и огромное отвращение ко всему этому - нежелание что-либо слышать. Ещё мне кажется, что когда ты отделяешься от Совести, когда на какое-то время перестаёшь прислушиваться и больше не можешь ясно слышать этот голос, то впадаешь при этом в какое-то состояние отупения, ощущение несчастья и непонятного чувства стыда. Но это довольно смутное, трудно определяемое чувство, как будто Совесть продолжает говорить, но я уже не могу слышать.

JGB: Прежде всего, это правильно - связывать Совесть с ясностью. Когда мы отодвигаем Совесть в сторону, мы теряем ясность видения, а это даёт нам возможность вести такой образ жизни, вынести иначе который было бы просто невозможно. Определённая часть в нас не хочет, чтобы её видели, она готова проявлять себя лишь когда на неё никто не смотрит. Это та самая негативная часть в нас, желающая быть отдельной и не желающая признавать других. Любой, способный её увидеть, создаёт препятствие её проявлению.

За некоторыми вещами, которые бывает делает любой из нас, мы не хотели бы, чтобы нас увидел кто-то другой. Но Совесть гораздо проницательнее, поскольку способна видеть не только наши внешние действия, но видит также и наши внутренние мысли и состояния. И естественно, та самая часть нас, нежелающая, чтобы её видели другие, хочет скрыться также и от Совести.

Stud: Меня постоянно сбивает с толку тот факт, что когда находишься в этом состоянии и способен яснее видеть себя, одновременно начинаешь лучше видеть и других, из-за чего, к сожалению, становишься более критичным.

JGB: Очень точно. Да, это один из способов бегства - другой вариант того, что Гурджиев называл "само-успокоением". Эдакая безотказная палочка-выручалочка: "Что ж, и я не без греха, позволяю себе такие вещи, но ведь и другие в моей ситуации делают то же самое". Надо замечать такое, но одновременно и понимать необходимость таких наблюдений. Мы должны ясно видеть других, не обманываясь на их счёт, точно также, как не должны обманываться и по поводу себя.

Тесно связано с Совестью также Сострадание, поэтому мы не должны думать, что задачей Совести является критика нас. Это лишь наше восприятие её действия. Но будучи на месте родителей плохо ведущего себя ребёнка, как вы понимаете, иногда им приходится направлять на него свет, чтобы привлечь его внимание, чтобы ребёнок мог увидеть. Это может заставлять ребёнка страдать, но не потому, что родители враждебно к нему настроены. Напротив, они делают это именно из любви к нему. То же и с Совестью. Ребёнок не хочет, чтоб о его деяниях узнали родители, он желать скрыть от них то, что он натворил. Он начинает врать, прибегает к всевозможным уловкам, желая скрыть свои поступки, не осознавая всю глупость своих действий (ведь родители не перестанут любить его, узнав о его проступках). Такие же отношения между нами и нашей Совестью.

Когда такое реально случается, когда мы видим ясно, когда смотрим на людей сквозь маску их личности - что они хотят нам представить - тогда, вглядываясь в них и себя без покровов масок, мы приходим к осознанию одной самой необходимой вещи - все мы, по сути, находимся в одной лодке. Пока мы продолжаем мнить себя отличными от других (не важно, считаем ли при этом себя хуже или лучше их), мы остаёмся слепыми. Мы не хуже и не лучше, мы едины. И это есть то, что Совесть может сделать с нами. Показывая то, что скрывается за маской, она может привести нас к осознанию того, что мы не отделены от других; нас разделяет именно маска.

Stud: Я выяснил многое, чем Совесть не является. По крайней мере, это не вопрос того, чтобы пытаться действовать так, как, я думаю, хотят от меня другие, либо потому что так меня воспитывали в обществе, либо потому что мне хочется понравиться людям.

JGB: Это действительно так. Действие общества подобно некой псевдо-совести. Оно может действовать сходным с совестью образом потому, что использует ту же способность видеть нас. Сила Совести именно в её видении. Ей не даны полномочия что-либо делать, поскольку, как я уже описывал её положение, она находится в доме на правах гостя. А у посетителя нет права давать указания в доме. Хотя он и может влиять на порядок вещей в нём просто своим присутствием. Но если мы не замечаем его присутствия или не признаём его статуса, то даже это присутствие не изменит ничего. Именно так обычно и происходит, мы переворачиваем всё вверх ногами и, вместо того чтобы жить этим внутренним взором, живём согласно внешнему видению.

Вы очень сильно удивитесь, когда осознаете, что общество действует на вас не своим авторитетом. Сила его влияния заключена не в законах или во власти вас наградить или наказать. Важен сам его взгляд. В присутствии людей мы вдруг обнаруживаем, что начинаем себя вести, как говорится, из желания им угодить. Но что характерно, для нас имеет значение лишь то, что люди могут увидеть.

В большинстве случаев люди не замечают, насколько сильно меняется их поведение, как только кто-то обращает на них взгляд. Когда на них не смотрят, они делают такие вещи, которые никогда не станут делать в присутствии чьего-то взгляда. Вам необходимо понять эту особую власть, которая исходит от способности видеть. В этом смысле, возможно верно то, что вы говорили о пытающемся поучать нас заменителе совести.

Эта ложная совесть иллюстрируется в гурджиевском объяснении вариации сострадательного идиота. Он приводит пример "антипатического" сострадательного идиота, проявляющего сострадание лишь если кто-то на него смотрит. Имейте в виду, что это не имеет ничего общего с социальной совестью. Эту свою особенность - зависимость нашего поведения от того, видят или нет нас другие - надо очень детально изучить и понять. Мы должны осознать, что это ставит в нас внутри всё с ног на голову. Нас не особо заботит, что наша Совесть увидит внутри нас, даже если это нечто весьма отвратительное, но мы ужасно переживаем, как бы другие не увидели какие-то совершенно тривиальные вещи.

~ • ~ • ~
[ Продолжение здесь... ]


[ перевод: larkin_donkey ]

bennett, self-observation, articles, conscience

Previous post Next post
Up