История Чёрной Овцы

Aug 24, 2013 23:02

Вернулись из Таиланда,
продолжением публикации заметок Кэтрин Халми займусь чуть позже,
а пока не менее интересный материал из частной публикации:



"Евангелие по Орейджу" (записи бесед 1924-31):
...
УРОВНИ СОЗНАНИЯ

Человек, каким мы его видим, сознателен лишь отчасти.
Психология признаёт существование лишь двух основных функций сознания -- сна и бодрствования.

Что касается сна, психология создала ряд собственных устоявшихся практик интерпретации сновидений, из которых наибольшим авторитетом пользуется процесс анализа -- практически точная аналогия древней эмоциональной техники, известной нам как "Вуду".
Хотя последняя, за плечами которой гораздо более длительная история, достигла гораздо более сложных интерпретаций, со множеством форм, представляющих различные уровни сознания и разные сферы природных явлений.

В отношении же состояния бодрствования, психология обычно путает ментальную интроспекцию с сознанием. Поэтому не удивительно, что пока человек блуждает в лабиринте обуславливания, укреплённом собственным полностью пассивным состоянием бодрствования (ролью которого является лишь летаргическая регистрация уже прошедших событий), его механические усилия ведут лишь к вращению на месте, по то расширяющимся то сужающимся кругам -- в ту же точку, из которой он всегда начинает путь. Пункт его назначения и отправная точка совпадают.

Но несмотря на этот порочный "магический круг", огораживающий его со всех сторон, человек продолжает очень неплохо служить целям природы. И даже то, что цель в жизни назначена природой, а не является его собственной и не служит его интересам, не меняет факта того, что он является рабом природы в целом и органической жизни в частности.

Человек в своей истории затевал много войн, почти всегда после длительных колебаний и всестороннего обсуждения.
Увы, человек никогда не достигает того, что намеревался сделать; счастье ещё если результат его деяний - всего лишь неудача, и она не оканчивается результатом, строго противоположным его намерениям.
Но хотя его собственные интересы очевидно никак не соблюдаются, неоспоримо то, что сам он служит другим целям природы, точное намерение которой непостижимо для него, каков он есть.

Всегда существовали разного рода намёки и мифы, описывающие существование подобной дилеммы для человечества. Школы для передачи таких скрываемых фактов часто использовали притчи и аллегории.

ИСТОРИЯ ЧЁРНОЙ ОВЦЫ

Одной из таких стариных сказок является известная многим история о Чёрной Овце.
Это как раз подлинный миф, а не просто сказка для развлечения детей, как обычно полагают. Она содержит множество элементов аутентичного школьного знания. Скрытым в этой сказке остаётся только то, что она не говорит напрямую, к кому эта история относится.

История рассказывает о пастухе и его стаде овец, в глазах которых пастух принимает облик величественного благодетеля. Действительно, он для них подобен богу -- всё что он ни делает, кажется, напрямую относится к их благополучию.

Средства, которые он использует для этого, кажутся овцам сверхестественными и невообразимыми, обеспечивающими их безопасность и спасение для любой заблудшей овцы, потерявшейся в лесу или подвергающейся любой другой опасности.

Он ведёт их за собой, чтобы укрыть от холодов, даёт им пищу и всё остальное, необходимое для их существования. Забота его о них безгранична; гораздо лучше, чем они могли бы её обеспечить сами, предоставленные себе. Неудивительно поэтому, что они должны рассматривать его действия как связанные целиком с их благом, питая к нему исключительные чувства признательности и благоговения.

Сам же пастух, тем не менее, имеет совершенно другие намерения в отношении овец, намерения, которые бы изумили и ужаснули овец, если они могли бы их осознать.



В мотивах пастуха овцы сильно ошибаются. Вся его трепетная забота о них вызвана главным образом соображениями, чтобы шерсть их была густой и пригодной для человеческих одежд, и чтобы мясо на их телах было упитанным и нежным, когда оно будет доставлено на рынок.

Но все эти важные для пастуха ценности и подлинные причины его заботы об овцах относятся к вопросам далеко за пределами знания и выше понимания обычной овцы.

Обычные овцы, как это видно с первого взгляда, белые. Они подобны горошинам в стручке, составляя основную массу популяции овец. Но хоть и очень редко, с большими интервалами, появляются также необычные овцы, чьё присутствие также можно заметить с первого взгляда, поскольку шерсть их чёрная и малопригодная для целей пастуха.

Чёрная овца более скептична и гораздо умнее обычных членов стада. Заботясь о том, чтобы демонстрировать видимую схожесть в своём повседневном овечьем поведении, она постоянно направляет своё внутреннее внимание на маленькие парадоксы, которые её компаньоны похоже не замечают и которые полностью противоречат их общему взгляду на жизнь.

Ежегодная стрижка, к примеру, определённо производится в то время года, когда овца будет ей наименее потревожена. Но сама процедура эта выглядит странной, и по серьёзному размышлению, вряд ли её можно считать направленной только на благо самих овец.
Чёрная овца обдумывает также проблему необъяснимого исчезновения некоторых из её собратьев, которые уходят как раз тогда, когда они явно достигли лучшей поры своей жизни. Она придумывает различные гипотезы, чтобы объяснить себе самой эти и другие странные факты, которые заметила.

Многие из чёрных овец так и не приходят ни к каким удовлетворительным выводам к тому времени, когда приходит их черёд оказаться на мясницкой колоде. Но иногда отдельные умники умудряются увидеть то, что видеть они не должны, и услышать то, что не ожидали услышать.

Мы можем представить себе их состояние, когда они узнают правду. Этот секрет, который чёрная овца узнаёт о себе и своих собратьях, является для неё не только шоком. Он настолько противоречит всем сформированным верованиям и убеждениям, что полностью все их переворачивает.

Все серьёзные жизненные взгляды, особенно касающиеся "овечности", разрушаются одним ударом, если только чёрная овца способна выдержать это знание. А предполагая, что она испытывает братские чувства к другим, мы можем представить себе её озабоченность вопросом о том, как поделиться с ними обнаруженными фактами об их безнадёжном положении.

Значительная доля чёрных овец, случайно достигших этого положения, никогда не решается на это. Если они проболтаются о таком чудовищном секрете, это не только вызовет осуждающее недоверие и страх среди других овец, но и может быть расценено как действие, требующее прямого внимания пастуха, чьим методом подавления подобной подрывной деятельности будет отправка преступника в преждевременное путешествие на скотобойню, неизбежное по крайней мере для тех замечательных овец, которые одновременно и слишком умны, и ещё недостаточно умны.

И всё же, хоть и очень редко, но иногда таким чёрным овцам удаётся избежать западни и они возвращаются вновь к трезвым соображениям.
Такая овца утрачивает навсегда своё спокойствие духа и скоро придёт к мысли о том, что у неё нет другого выбора, кроме как прибавить равное количество бесстрашия к той разведывательной изобретательности, которая уже привела её на этот путь.

Оставаться там, где чёрная овца находится -- это верная смерть, даже скорее вид намеренного суицида.
Но что ещё ей остаётся делать? Черезвычайно трудно избежать бдительного ока пастуха, но даже если ей это удастся, где сможет она найти корм и безопасное место, чтобы сохранить свою жизнь, а также кров к зиме, которая, как ей известно, неизбежно придёт. Всю жизнь эти предметы первой необходимости ей предоставлялись; у неё нет сведений, как получить их самой.

Возможно, лучше всего было бы забыть обо всём; наслаждаться жизнью, во многих отношениях очевидно наиболее приспособленной к её бытию овцы, и покориться судьбе, которая в любом случае настигнет её, раньше или позже.

Таким образом, мы можем представить себе всю затруднительность положения нашей чёрной овцы в её усилиях выбраться из подобных альтернатив.

Говорят, что миф этот был пущен в публичное обращение школой, которая процветала в средневековой Европе во время строительства великих кафедральных соборов. Имя школы, которая стояла за этой деятельностью, не разглашается.

Определённые места этой аллегории достаточно очевидны.
Овцы, понятное дело, соответствуют человеческому роду, членами которого, вольно или невольно, мы все являемся.
Чёрная овца это экстраординарная персона, чьи заявления слишком трудны, требовательны или неприятны для наших вкусов, чтобы их принять, и мы ощутим своё глубокое несходство, если когда-либо встретимся с ней.

Но что это за "скрытый ужас" ситуации, о котором она пытается нам сообщить?
И почему большинство ближних не могут её понять?
Что означают "шерсть" и "баранина" в этой басне и кто такой пастух?

Это как раз вопросы...

Далее: "Секрет Чёрной Овцы".

orage, black sheep, articles

Previous post Next post
Up