Пересказ
Kobold Guide to Worldbuilding, глава шестнадцатая. Курсивом даны мои комментарии (исключая Советы в данной главе).
Перевод представлен в ознакомительных целях, все права принадлежат правообладателям.
Как писать Библию Мира или как собрать всё вместе.
Автор:
Скотт Хангерфорд (Scott Hungerford) Как собрать воедино всю информацию по вашему миру и упорядочить ее. Эссе дает лишь общее представление о предмете.
Во время своей работы в WizKids Games с такими брендами, как «MechWarrior» и «Mage Knight», Скотт был среди тех, кто отвечал за Библию Мира - огромное число фактов, историй, карт, изображений, предысторий персонажей и других фрагментов информации, составляющих игровой мир. Библия входит в пакет документов, который компания передает своим потенциальным партнерам. Вряд ли те станут читать и вникать во все нюансы талмуда на 200 000 слов во время переговоров. Но организованную в Библию информацию можно быстро просмотреть и составить первое впечатление, что сильно повышает шансы на успех сделки.
Кроме того, благодаря развивающейся Библии, ежедневная работа Скотта с самой игрой и контентом для сайта стала намного проще. Библия давала уверенность, что все авторы, редакторы, гейм-дизайнеры и художники, с которыми Скотт взаимодействовал, получат верные ответы о мире. Возможно, вы вовсе не стремитесь написать четырехсотстраничный документ, где подробно описаны все элементы сеттинга вашей игры еще прежде, чем начнете играть, но для редакторов контента и менеджеров это жизненно необходимый рабочий инструмент.
Уроки большого экрана: Библия в действии
Библия стала основой стратегии, когда WizKids решила представить свои бренды Голливуду. Если бы одну из игр решили экранизировать, Библия бы определила, что именно киношники могут сделать с чужой собственностью.
В ходе переговоров один из голливудских продюсеров предложил уничтожить столицу сеттинга Mage Knight, что парит в тысяче футов над землей, обрушив ее в финале на землю ради зрелищности. Так в Человеке-Пауке уничтожили Нью-Йорк, что заставило Питера Паркера перебраться в Лос-Анджелес в следующем фильме франшизы. Не будь у WizKids Библии, где было прописано все, что Голливуд может и не может делать с их собственностью, те наверняка нашли бы лазейку и разрушили всю работу команды - прямо как игроки, когда им попался непродуманный мир.
Пишите ли вы справку к своей РПГ, художественный рассказ или собираете материал для романа, Библия Мира отличный способ организовать и упорядочить информацию о персонажах, сюжетах и монстрах. Не важно, повезет ли кому-то из нас увидеть свою работу на большом экране, в ежедневном труде по созданию прекрасного мира, полного деталей, интриг и приключений, Библия Мира - важнейший инструмент для гейм-дизайнеров и писателей.
Живые документы
Хорошая Библия Мира редко остается неизменной дольше, чем пару недель. В WizKids и Wizards of the Coast текущая разработка новых игровых наборов, переговоры с авторами о новелизации, даже добавление или удаление новых карт или фигурок в ходе игровых тестов могли привести к очередному обновлению Библии. Так в WizKids еженедельные сетевые турниры, которые компания спонсировала по всему миру, определяли развитие официальных сюжетных линий. Например, одна фракция в игре могла увеличить свое политическое влияние, если ее игроки выиграли достаточно партий. Это значило, что команде, отвечающей за контент, нужно было предусмотреть любой возможный исход, а Библию приходилось регулярно обновлять, чтобы отразить результаты каждого сюжетного турнира.
Для вашего мира законченный черновик Библии - большое достижение, но вы должны быть готовы обновить его, когда у вас появятся новые идеи, сюжеты и, в особенности, когда тестовая группа делает интересные или ошибочные выводы о вашем сеттинге. Библия Мира не бывает по-настоящему закончена, но вы можете (и должны) сохранять и печатать отработанные черновики, когда вы достигаете определенных этапов в своем творчестве, чтобы вы могли легко проследить изменения в ходе после многочисленных правок (что-то вроде бэкапа?).
Совет: старый добрый блокнот на кольцах весьма удобен при разработке мира, а еще он дает возможность делать заметки на полях о том, что происходит во время игры. Или когда вы проснулись посреди ночи с новой идеей.
Разделы Библии
Скотт делит Библию на три части - Мир, Персонажи и Приложения, хотя порядок разработки и наполнения разделов может быть произвольным. Самое сложное в ведении Библии - выделить и записать только те факты, которые имеют значение. Только факты. Известная ловушка - начать писать и свалить все в один бесконечный документ. Но если сосредоточиться на ключевых фактах и привыкнуть думать лишь о конкретных деталях, вместо того, чтобы записывать все, что придет в голову, в итоге вы получите действительно полезный ресурс.
Раздел Первый: Мир
Название Мира: даже если у вас пока нет на уме подходящего названия, придумайте заглушку, которая отразит тему и настроение вашего мира. Не придумаете вы - придумают ваши игроки, Скотт гарантирует это!
Введение: напишете короткое резюме на одну страницу, пять абзацев, где подробно опишите, что представляет собой ваш мир. Обычно это первая запись, которую вы сделаете в своей Библии и последняя, к которой вы прикасаетесь, когда все сказано и сделано. Не забудьте кроме описания мира и персонажей указать основную причину текущего конфликта.
Совет: когда в Библии впервые встречается значимое для мира слово, вроде названия города или новой технологии, выделите его жирным - так вы сможете сразу увидеть, когда оно появилось в игре.
Расы и Культуры: будь то смертные или чудовища, ограничьтесь одной страницей для описания расы и/или культуры. Скажите самое главное в первом предложении, а потом уже заполните страницу данными о языке (письменном и устном), о том, как неграмотность (?), обычаи, табу и религия влияют на повседневную жизнь. Убедитесь, что предусмотрели политические или религиозные фракции внутри каждой расовой или культурной группы, как эти общественные или оппозиционные движения могут повлиять на будущее королевства, нации или диктатуры.
Совет: продолжительность жизни один из самых наглядных показателей процветания культуры и ее мировоззрения. Гномы, что живут не более 30 лет, будут относиться к жизни иначе, чем тысячелетние эльфы.
Магия и Технология: прежде всего опишите как магия, наука и физика действуют в вашем мире (в пределах одной страницы). После этого посвятите одну-две страницы каждой категории науки или маги, которую вы считаете интересной (важной для мира и процесса игры). Будьте настолько изобретательны, насколько хотите, но не попадитесь в ловушку, сосредоточив все внимание на том, как ваш мир отличается от реального. Представьте повседневную жизнь обитателей вашего мира, как самых бедных, так и самых богатых. Как наука и магия влияют на то, что они едят, как путешествуют, чем зарабатывают на жизнь? Понимание, как живет обычный человек, дает вам возможность погрузиться глубже, представить, как взаимодействуют с технологиями и магией высшие и низшие слои населения.
Расширенное описание Рас и Культур: когда закончены два предыдущих раздела, вернитесь и напишите одностраничник для каждой группы, что использует магию или науку в своей культуре. Вот хороший пример: вы знали, что ацтеки использовали колесо в качестве детской игрушки, но никогда не пользовались им для транспортировки грузов с места на место? (У них не было подходящего домашнего скота, который мог тащить телегу). Подобные факты делают культуру интереснее, и по-настоящему удивляют ваших игроков, когда они соприкасаются с новым миром.
Деньги и Экономика: потратьте несколько страниц, чтобы проработать этот вопрос, решить, как будут выглядеть деньги в вашем мире - монеты, валюты, платежная система, бартер, какова примерная стоимость еды, материалов, оружия, талантов и услуг. Не нужно отслеживать стоимость каждой мелочи, но знать, что одни золотые монеты называются карпа, а другие терпа может быть так же полезно, как и то, что на первую можно купить чашку кофе, а на вторую - недурственную виллу в пригороде. У каждой культуры будет, скорее всего, своя форма валюты, а еще может быть торговая валюта, которую используют для расчета с соседями. Будет ли это металлические монеты или морские ракушки, или долговые расписки, валюта определяет культуру так же, как её стиль правления.
Раздел Второй: Персонажи
Список Персонажей: перечислите характеристики (мировоззрение?) всех персонажей одного за другим, не только трактирщиков, плохишей или дружественно настроенных поселян, но и главных правителей и вдохновителей - тех, кто заставляет события происходить, открыто или из тени.
Совет: Скотт рекомендует выделять «секретную информацию» курсивом, чтобы легче было отслеживать бесконечные заговоры.
Монстры и Опасности: если в вашем мире есть антагонисты, будь то драконы, гиганты, колонии огромных муравьев или разумная чума, посвятите одну страницу зоологическому описанию каждого типа. Помимо параметров и изображения укажите чем (кем) они питаются, где обитают и что побуждает их постоянно противодействовать расам и культурам вашего мира. С незначительными усилиями вы можете создать необычный зверинец существ и тварей, обычных и сверхъестественных, которые сделают ваш мир еще интереснее и атмосферней.
Раздел Третий: Приложения
Приложение А: Временные линии и История. Удостоверьтесь, что включили в свою Библию временные линии всех значимых событий, произошли ли они тысячу лет назад или пару спустя месяцев после какого-то исторического случая или бедствия. Первоначально укажите самые крупные события, потом вам придется добавлять, убирать и обновлять записи по мере работы вашей команды над миром.
Позже, когда накопиться достаточно нового материала, крупные события будут дробиться на более мелкие, которым понадобиться свои временные под-линии. Независимо от того, запускаете ли вы множество игровых групп или, как в случае с WizKids, новые комиксы, что постоянно пополняют бренд новыми персонажами, вы должны оставить в вашей истории достаточно пространства, чтобы мир мог расти дальше.
Придумайте названия для торжественных дней (День Черной Розы, День Победы) или праздников, публичных (как Первомай) или тайных (Солнцестояние Мертвого Короля) - это отличный способ постоянно напоминать игрокам, что прошло всего несколько лет с тех пор, как король Фердинанд был убит и с тех пор их родина находиться под властью врагов.
Приложение Б: Картография. Даже если это мятая тетрадная страница с невнятными каракулями, обозначающими ключевые границы, береговые линии, горные хребты и важные ориентиры, это все равно карта, и ей не следует пренебрегать. Не нужно быть художником, чтобы её нарисовать, в интернете полно настоящих карт, которыми вы можете вдохновиться. Скорее всего, вы будете обновлять карты по ходу работы, так что не стесняйтесь добавлять и удалять разделы по мере надобности. (Подробнее о создании карт смотрите эссе Джонатана Робертса
«Здесь водятся драконы») .
Приложение В: Глоссарий. В самом конце документа ведите глоссарий ключевых терминов (понятий). Хотя в итоге у вас должен получиться солидных размеров словарь, где в алфавитном порядке указаны все до последнего персонажи, монстры, заклинания и места вашего мира, в самом начале этого раздела обязательно вставьте страницу, где указано тридцать или сорок важных (для мира) слов и терминов, которые читателям или игрокам следует узнать прежде всего.
Собираем всё вместе
Если вы дополняете свою Библию по мере развития игры, разумно обновлять данные после каждой игровой сессии. Но если вы разрабатываете мир с нуля, вот пара советов, которые помогут собрать воедино ваш шедевр.
На этапе генерации идей и концепций очень помогают всякие доски, на которых можно рисовать планы и схемы, строить сюжет, наклеивая карточки с эпизодами. Но сейчас есть множество программ, которые имеют куда больше возможностей, чтобы упорядочить ваши идеи в нелинейных моделях (Trello, Twine, ultra_outliner и др.).
Сам Скотт закрасил магнитной краской двадцать футов* стены у себя в офисе, так что мог спокойно развешивать сотни карточек с эпизодами в любом порядке. Таким образом, делая заметки на карточках, бумажных обрывках или салфетках, он мог всегда пристроить их на стену до тех пор, пока не решал, наконец, разобрать накопившуюся информацию. Карточки с вопросами тоже хорошая идея, особенно если у вас пока нет ответа и нужно разобраться с ними прежде, чем начать.
* 20 футов - около шести метров
Выглядит как-то так.
-! Глава 17-я, «Playing in Someone Elses Backyard», посвященная работе с мирами по лицензии, переведена не будет. !-
Глава 15.
Как создать гильдию, коллегию или секретное общество.
К содержанию.Глава 18.
Предел дизайна.