Jan 21, 2009 14:21
Эрих Кестнер - это такое очень личное. Мое знакомство с ним началось много лет назад с толстой книжки в синей блестящей обложке. Там были истории про детей, богатых и бедных. У богатых детей были кухарки и бонны, их мамы вечерами надевали бриллианты и спешили в театр. Бедные же дети жили в маленьких квартирках, хорошо учились и варили картошку на примусе. Истории были интересные, хотя некоторая склонность к морализированию, помню, слегка напрягала. Зато мне очень нравились разные необычные детали - конки, цилиндры, книксены, драки гимназистов с реалистами. А названия так просто завораживали: Фридрихштрассе, Гармиш, Альпзее. Могла ли я себе представить, что буду жить и путешествовать в этих местах. И смогу прочесть эти книжки в оригинале.
Кстати, именно прочитав Кестнера в оригинале и узнав побольше о нем и его времени, я оценила его по-настоящему. Как оказалось, у его детских книг была и вторая, вполне взрослая, сатирическая сторона. Например, в истории про Кнопку и Антона все имена оказались "говорящими": кухарка толстуха Берта, такса Пифке, бонна фройляйн Андахт. "Die dicke Bertha" - так называли модель пушки времен Первой Мировой Войны. Piefke - австрийское уничижительное прозвище немцев. Andacht - благоговение. Все эти детали вряд ли были понятны детям, но придавали историям дополнительное измерение, интересное, скорее, их родителям.
Кестнер был не только детским писателем. Он работал журналистом, писал фельетоны, стихи и рецензии. Был остроумен и саркастичен. Его произведения прекрасно передавали атмосферу эпохи - Берлина 20-30х годов, с его инфляцией, безработицей и необычайным культурным подъемом. В мае 1933 Кестнер присутствовал при сожжении собственных книг. До 1945 года не имел права публиковаться. После войны переехал в Мюнхен и работал на радио. Он был известен в литературном мире, но прославился прежде всего как детский писатель.
В своих книгах он учил детей быть добрыми, ответственными и самостоятельными, учил дружбе и чести. А взрослым он показывал действительность такой, какая она есть - временами нелицеприятной и даже безнадежной. И за это я его очень люблю. За многогранность и еще за саркастический юмор.