Во время недавней поездки в Санкт-Петербург, впервые за всё время посещений этого замечательноо города таки посетил Эрмитаж.
Постараюсь написать кратко.
Простой входной билет для граждан РФ давал право суточного посещения четырёх объектов: Эрмитажа, Зимнего дворца Петра, какого-то корпуса и Главного штаба.
Успели побывать только в Эрмитаже, на осмотр которого ушло время с 12 до 20 часов, благо в пятницу он работал до 21:00. К сожалению, за указанное время было осмотрело лишь около 40-50% экспозиций, навскидку. Причём в условиях крайнего беспокойства супруги моей неспешной въедливостью, наиболее тщательному осмотру подверглось около четверти осмотренного.
Дворец, конечно, впечатлил своим имперским величием XVIII века.
Интересное убранство в районе центральной лестницы (или как её там) с первого на второй этаж.
Статуи между окнами, за колоннами с позолоченными капителями. Над ними рельеф переходит в роспись, стилизованную под рельефные украшения с лепниной и статуи атлантов, поддерживающих потолок стилизованный под небо. Последний расписан изображениями неба, ангелов, облаков и восседающих на них небожителях. Представляю, какое было впечатление у наблюдающих всё это в XVIII веке.
На втором этаже очень понравилась выставка "Лейденской коллекции" голландских живописцев, большая часть работ которых прибыла из г. Нью-Йорка.
У входа на данную выставку была табличка с просьбой не фоткать. Пришлось не фоткать. Посему изображения наиболее понравившихся картин будут сторонние.
Описание работ с этой выставки приведено в
одноимённой серии записей в дневнике пользователя ЖЖ
pro100_mica, откуда взят ряд фотографий.
"Игроки в карты". Ян Ливенс.
Композиция и цветовая гамма яростно напомнили рисунок на вот этой карте MTG.
Трилогия аллегории Рембрандта.
Крупнее покажу "Пациент, потерявший сознание (Аллегория обоняния)"
Герард Дау "Учёный прервавший занятия" и "Учёный, затачивающий перо".
Детализация пришлась по нраву зело.
Картины из трилогии и с учёными имеют незначительные размеры: с две кисти руки, примерно. При этом заключены в массивные рамки. Одна из картин той трилогии, с той самой массивной рамкой показана ниже.
"Портрет Антони Копала". Рембрандт.
"Юноша и девушка, разглядывающие статую Венеры при свете лампы".
Годфрид Схалкен.
Фотографии не передают энергетику этих работ.
На выставке в Эрмитаже картины располагались в затемнённом помещении и были индивидуально подсвечены. В таком виде живьём смотрятся очень выразительно и притягивают взор.
Ряд картин я бы с удовольствием поимел себе в коллекцию, в мечтаемый личный кабинет-библиотеку. Ессно, мне это никто не продаст :о) Посему ограничился бы печатью на холсте :))) Похожие штуки продавались в эрмитажных магазинчиках.
Далее проследовали в бывшие царские покои. Там было как-то уныло. Сравнивая с их фотками, сделанными в 1917 году, видна скудность интерьеров.
Понравилось только библиотека, выполненная в готическом стиле. Таких размеров и стиля библиотеку видел впервые. Впечатлило.
Все замеченные полки заставлены томами
Полного собрания законов Российской империи.
К библиотекам питаю слабость. Давно мечтаю запилить свою,
с книголюбством и библиотекаршами :))))
На первом этаже набрёл на тупик с полузаброшенными сокровищами из Пальмиры и древней Месопотамии.
Пальмирский таможенный тариф. Примерно III век н.э.
Верхняя часть выполнена на греческом языке. Нижняя -- на арамейском. Рядом с экспозицией приведён перевод части текста.
Артефакт обнаружен русскими археологами в последней четверти XIX века, во время ведения раскопок на территории древней Пальмиры, в Сирии, на территории Османской империи.
По разрешению султана Османской империи, артефакт передан России в дар и вывезен русскими археологами на территорию Империи.
Пальмирские надгробные памятники. Примерно III век н.э.
Ближневосточные рожи в дико модных римских одеяниях.
Впервые воочию увидел клинопись!
Довольно мелкая. По изображениям в учебниках истории казались б0льших размеров.
Табличка с торговым договором о покупке рабов.
На торцах сделаны оттиски личных печатей участников сделки. Образцы печатей показаны справа.
Глиняные письма в глиняных конвертах! о_О
Ассирийский рельеф с изображением воинов.
Персидский (Ахеменидский) рельеф с изображением воина.
Древнеегипетские папирусы в развёрнутом состоянии и в свитках.
Свитки оказались меньших размеров, чем представлялось.
Фрагмент льняного полотна и фигурки рабочих, призванных помогать усопшему в древнеепетском загробном мире.
Тема с армиями таких мелких фигурок напомнила рисунок одной карты MTG.
Была даже мумия жреца со всеми причиндалами, полагающимися усопшему: саркофаги, инструменты, ценности, фигурки и т.п. о_О
Беспокоить усопшего фотографированием не стал :)
Как ценитель мозаик не мог пройти мимо оных и в Эрмитаже.
Древнеримская мозаика в стене, с изображением атрибутов Геракла: дубины, тары для вина, маски, колесницы.
Древнеримская мозаика в стене, с изображением мальчика по имени Июнь (Юний) с символами изобилия.
Византийская мозаика на полу с орнаментом.
В давние времена привезена из развалин христианского храма в Херсонесе. Подозреваю, что из развалин перестроенного языческого храма, изображёного на 200-рублёвой купюре.
ВНЕЗАПНО, схожий рисунок
фоткал в Херсонесе в прошлом году!
Эллинистические монеты:
Афины (сверху), с характерным изображением совы и Синопа (снизу), с изображением орла верхом (?) на дельфине.
Как интересующийся
Митридатовыми войнами Понтийского царства не смог не зафоткать монету из города Синопа.
Римские копии греческих скульптур: статуи Клио -- музы истории и бюста Ники -- богини победы.
Другие статуи и бюсты не фоткал.
Искал скульптурный портрет
Аврелиана, но не нашёл. Вполне возможно, что до нас дошли только его изображения на монетах.
Древнегреческая керамика: чернофигурная и краснофигурная.
Силуэтами фигур этой керамики явно вдохновлялись авторы классных аутентичЪных иконок юнитов в
Rome II: Total War.
Эллинистический шлем, найденный на раскопках территорий Боспорского царства, в Крыму.
Вполне возможно, что этот шлем повидал
Митридатовы войны между Республиканским Римом и Понтийским царством.
На этом моменте, спустя "всего" восемь часов приобщения к прекрасному, всё таки сжалился над супругой и осмотр экспозиций прервал :)
Разумеется, фотки выложил далеко не все. Но и фоткал далеко не всё.
Дедушкины слова о том, что на вдумчивое изучение Эрмитажа потребуется месяц, подтвердидились.
Надо бы ещё несколько раз посетить Эрмитаж.
По выходу из Эрмитажа, нас встретила Дворцовая площадь под покровом ночных облаков, освещаемых лунным светом и огнями большого города.