В станцы (по-итальянски это просто "комнаты") мы попали, начиная с четвертого зала Константина. Что меня подвигло на то, чтобы фотографировать в нем исключительно потолочные росписи? - Толпа? Невозможность "взять" фреску в кадр целиком (почему не кусками)? Осознанание невыполнимости задачи? "Все или ничего"?
(тогда зачем опять же потолок?, тем более, что он вообще не рафаэлевский), общая отупелость от всего увиденного? или не получились? (стерто довольно много) - нет ответа. Сохраню "мою" последовательность, какая бы они ни была бестолковая, в порядке "воспоминания", станца Константина (4):
Рафаэль умер в 1520 году, 37-летним, не успев закончить роспись этого зала, это сделали ученики по его эскизам, фрески были окончены в 1524 году. Потолок выполнен сицилийцем Томмазо Лаурети.
Так это выглядит вместе со стенами, на которых изображены события из жизни императора Константина (вики-фото):
Кажется, смутно припоминаю, почему нет фотографий... Потому что это НЕ Рафаэль!)
Встреча Св. Льва Великого с Аттилой (1514), станца д’Элиодоро (3). Согласно легенде, Папа Лев Первый остановил войска короля гуннов Аттилы. Художник переносит события с севера Италии к воротам Рима:
С цветами на первой беда, левая половина выглядит совершенно иначе:
Но вики-фото бледновато:
Явление Бога Моисею на потолке (не Рафаэля):
Освобождение Св. Петра:
Вики-фотография (все их на странице можно увеличить и рассматривать детали):
Изгнание Элиодора из храма, частями:
Вики-фото:
Станца дель Инчендио ди Борго (2), последняя из расписанных Рафаэлем (1514-1517), Коронация Карла Великого:
Пожар в Борго, по легенде, потушенный Папой Львом Четвертым в 847 году одним своим благословением:
Вики-фото:
Морской бой у Остии (1514-1515):
Вики-фото:
А теперь - подлинное сокровище, станца делла Сеньятура (1), цикл фресок, посвященный духовной деятельности человека, в четырех ее ипостясях. Богословском - Диспута, беседа о таинстве причастия, она была написана первой (1509-1510):
Двуплановое действие - на земле и на небесах.
В беседе принимают участие Савонарола, Фра Беато Анджелико, Данте Алигьери (вики-фото):
Вторая ипостась - искусство, поэзия и музыка, "Парнас" (1509-1511):
Третья - добродетели и правосудие - у меня отсутствует, поэтому из вики:
И самая грандиозная - "Афинская школа" - ипостась человека мыслящего. Это одна из самых знаменитых фресок Рафаэля, на ней оказались собраными воедино величайшие древнегреческие философы и ученые, свыше 50 фигур.
Вики-фото:
В правом нижнем углу согнувшись, с циркулем в руке, Эвклид (или Архимед, похожие на архитектора Браманте) с учениками. По земному шару в руках у Птолемея и Заратустры (на счет последнего есть много вариантов).
Здесь же Рафаэль изобразил и себя, на нас смотрящим:
Старец с бородой в красном одеянии - Плотин, словно нищий на ступенях - Диоген:
Воин в шлеме - Александр Македонский, слушает Сократа, Пифагор за вычислениями, в венке из виноградных листьев - Эпикур, задумчивый, в образе Гераклита - Микеланджело... (полный, насколько это возможно, список есть в википедии:
https://de.wikipedia.org/wiki/Die_Schule_von_Athen). Но главное здесь все-таки - как это выверено композиционно: четыре арки одна за другой, что П. Волкова называет перспективно-ритмическим арочным построением. Мы привыкли воспринимать Рафаэля эмоционально, а там - сплошная конструкция, архитектоника, сценография, впрочем, одно не отменяет другого.
Когда Рафаэль начал станце делла Сеньятура ему не исполнилось еще 25-ти. Микеланджело, который одновременно, практически рядом, работал над Сикстинской капеллой, - (как будто бы) называл своего коллегу не иначе как "наш шустрый мальчик". Но кажется, что "Афинская школа" с т. зр. композиции совершеннее Микеланджело в Страшном суде Сикстинской капеллы.
Центр всей работы - последняя арка, в ней - Платон (с чертами Леонардо да Винчи) и Аристотель, представители двух философских школ. Один жестом указывает на небо, другой на землю. Ступени лестницы ведут вверх, как этапы на пути к познанию.