В Ватикане следовало бы провести весь день, но восприятие не безгранично. Первое, куда нужно идти, конечно, Сикстинская капелла, что мы и сделали. Подруга, с которой встретились чуть позже, сказала, что "Ватикан непривычно пуст, нет китайцев"
(уже тогда были введены ограничения на въезд). Пустым он мне не показался, наоборот, но ей виднее, она бывает в Риме регулярно, в отличие от нас, и может сравнивать. Билеты были к часу открытия, в капеллу мы устремились в числе первых, поэтому была возможность ее рассмотреть, пока не нахлынула основная толпа, проходящая традиционный маршрут через все залы. Фотографий капеллы, разумеется, нет, там это строго запрещено, может, и правильно, иначе просто стоял бы все время треск в ушах от фотоаппаратов и камер. Два кадра телефоном я все-таки сделала, наверное, из чувства протеста:
А дальше уже можно уходить, потому что переполненность такая, что ничего больше не надо. Но поскольку неизвестно, когда здесь в следующий раз окажешься, то... можно посмотреть в окно, выйти на улицу, сделать перерыв, и только потом возвращаться к остальным залам и коллекциям. В 97-м году можно было спокойно гулять по ватиканским садам, и людей там никаких не было. Сейчас все изменилось, можно только проехать - как на сафари - в электроавтомобиле, за дополнительную мзду, разумеется.
Фотографии и здесь бессистемные, большую часть стерла, т.к. какие-то они, рассредоточенные... Темно, вспышка-подсветка, разумеется, запрещены.
Знаменитый Лаокоон, с которого начинается история ватиканской коллекции:
Один из скульптурных залов, полностью посвященный животным, его также называют мраморным зоопарком:
Мозаики из ротонды:
Из зала греческого креста, 3 в. н.э.:
Персидский воин (3 в. до н.э.) из галереи канделябров:
И, наконец, географическая галерея: карты итальянских регионов, островов, городов и события. Создана по заказу Папы Григория XIII, в мастерской астронома доминиканца Игнацио Данти, профессора математики Болонского университета в 1580-1582 годах. Помимо Данти, подготовившего эскизы, над проектом работали художники Джироламо Муциано, Чезаре Неббиа, Джованни Антонио да Варезе, Антонио Данти (брат Игнацио Данти) и двое фламандцев Матеус и Пауль Бриль. 40 в общей сложности - крупнейшая в мире серия фресок с изображениями географических карт.
Эту галерею я прекрасно помню со времени своего первого посещения Ватикана 23-летней давности.
Осада Мальты:
Фрагмент (из сети):
Сицилия, изображенная в перевернутом виде, севером вниз. Все, что находится к югу от Рима показано с точки зрения "духовной столицы" Рима. Кроме того, в 16 веке традиция изображать север наверху еще не устоялась:
Лаций и Сабия и картой Рима в углу:
Умбрия:
На южной стене расположены карты основных морских портов того времени.
Чивитавеккья:
Генуя:
Венеция:
Анкона:
Фрагмент (из сети):
На этом мои фотографии окончены, сейчас не понимаю, почему не сфотографировала все. Хочется добавить (из вики и др. сетевых источников):
Битва при Форново между войсками Карла VIII и Венецианской армией, в результате которой французы были изгнаны с Аппенинского полуострова:
Остров Св. Николая в Адриатическом море:
Пчелы Барберини появились после первой реставрации при Папе Урбане VIII Барберини, последний увековечил себя, буквально начинив весь Рим символами из своего герба:
В детстве-юности-молодости одним из моих развлечений было рассматривание атласа мира, главным образом, европейской его части. Очевидно и Папа Григорий любил ментально путешествовать по необъединенной еще Италии. Морское чудовище у берегов Сардинии, фрагмент: