Раннехристианские мозаики Рима: Санта-Прасседе

Mar 10, 2020 23:45

Если у церкви Санта-Пуденциана есть хоть какой-то фасад, то у Санта-Прасседе его нет вовсе. Т.е. он, конечно, есть, но с другой стороны, и до него мало кто доходит. Впрочем, он почти не отличается от двери в стене, - бокового входа со стороны Via Santa Prassede, которым пользуются посетители:



Напомню, что Св. Прасседа (или Пракседа) - родная сестра Св. Пуденцианы из прошлого римского поста ( https://lana-ustinov.livejournal.com/961032.html). Вместе они скрывали христиан во время гонений и тайно погребали тела мучеников. История обеих сестер основана скорее на легендах, но народную любовь они завоевали. Св. Пракседа, ранняя работа Вермеера (1655):


Думала повторить рутину прошлого "мозаичного" поста: сначала выставить сетевые фотографии и потом, по конец, свои. Но, обработав их по мере возможностей, пришла к выводу, что все другие - не сильно лучше. Тут нужно быть профессионалом (со специальной техникой), чтобы хоть как-то что-то передать. Поэтому из википедии возьму то, чего у меня нет, - общий интерьер:


Еще одну общую:

:

Остальные - мои. Св. Пракседа с апостолом Павлом и папой Пасхалием Первым. По преданию, отец Пуденцианы и Пракседы, сенатор Пуд, был личным другом апостола Павла. С макетом церкви в руках и квадратным нимбом над головой (это означает, что к моменту создания мозаики он был жив) - Пасхалий Первый. Этими мозаиками в большой степени мы обязаны именно ему, он приютил в Риме греческих монахов-мастеров, бежавших от византийских иконоборцев в начале 9 века. Левая часть конхи апсиды:



Традиционно ссылаюсь на пост с подробным толкованием изображений: https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/388454.html.






Феникс - символ бессмертия:






Центр с монограммой папы Пасхалия:



Правая сторона, Апостол Петр, Св. Пуденциана, и, предположительно, Св. Зенон (либо же Св. Кириак):









Правая сторона триумфальной арки:



Центр:






Левая сторона:



Капелла Св. Зенона - отдельное чудо. Она была задумана Пасхалием Первым как усыпальница для своей матери Теодоры. Фасад:



За великолепие своих мозаик капелла получила название Hortus Paradisi - Райский Сад еще при папе Пасхалии.



Св. Андрей и Иаков:






Внизу Св. Агнесса, Пуденциана и Пракседа, одетые как византийские принцессы:






В нижнем ряду - Теодора, Пракседа, Пуденциана и Богородица:



Удивительная иконография, сошествие в Ад. Христос и Ангел выводят из ада Адама с Евой. Слева - побежденная смерть:












Мадонна с младенцем, которым поклоняются Св. Пуденциана и Пракседа - более поздняя мозаика 13 века (остальные, напомню, - 9-го):









Столб Бичевания, доставленный в Рим в 1223 году. По преданию как будто бы тот самый столб, к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата. Подлинность маловероятна, мрамор и высококачественная резьба вызывают некоторые сомнения. Но уже сам факт производит сильное впечатление.



Вернулась, чтобы взглянуть на святыню, но, оторваться не могла все-таки от мозаики.

Рим, мозаики

Previous post Next post
Up