Чайковский о Микеланджело и Бернини

Aug 04, 2020 15:26

Чем более я смотрю на Микель Анджело, тем более удивляюсь ему. Я был сейчас в S.Pi'etro in Vincoli и долго смотрел на “Моисея”. Церковь была пуста, ничто мне не мешало погрузиться в глубокое созерцание. Я Вас уверяю, милый друг мой, что мне сделалось страшно. Моисей, если помните, изображен встающим и обратившим голову в ту сторону, где приносится жертва Ваала. Лицо его гневно, грозно; фигура величественна и повелительна. Чувствуешь, что стоит ему встать и произнести слово, и заблуждающаяся толпа станет перед ним на колена. Ничего нельзя себе представить более совершенного, как эта грандиозная статуя.
(из вики):


Видно, что у гениального художника форма выразила всю его мысль,-нет нигде усилия, нет того позирования, которое замечается, например, во всех статуях Бернини, а их в Риме, к сожалению, так много. Сначала я не понимал, почему говорят, что Бернини испортил так много памятников древнего искусства и эпохи возрождения. Сначала я довольствовался эффективностью поз его фигур. Только мало-помалу для меня открылось, что даже такая эффектная вещь, как фонтан Тpeви, грешит изысканностью формы, недостатком простоты и правды. Да! Рим-хорошая школа для развития вкуса к пластическим искусствам, и я в этом отношении сделал огромный шаг вперед (6/18 февраля 1880 г., отсюда: http://www.tchaikov.ru/1880-214.html).

Несколько работ Бернини, в продолжение ( https://lana-ustinov.livejournal.com/1035909.html; все из вики):
Аполлон и Дафна (1622-25):


Бюст кардинала Ришелье (1640-1641):


Экстаз святой Терезы (1651):


Бюст Людовика XIV (1665):


И все-таки - "не к сожалению", а к счастью - что их так много в Риме...
Похищение Прозерпины (1621-1622):

скульптура, Чайковский, Рим

Previous post Next post
Up