Ржавая подводная лодка Б-380 в Крыму: последний выпущенный экземпляр проекта 641Б "Сом"

Mar 06, 2019 16:16

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?



Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)



А начну, пожалуй, с общего вида на обитателей Южной бухты.
В Севастополе есть немало обзорных точек и смотровых площадок, но наилучший вид на всю эту красоту - конечно же с воздуха.



Здесь много всего - и небольшие катерочки-яхточки, и вспомогательные суда, и даже немного военных кораблей. Кто-то на ремонте, кто-то просто на стоянке.
Среди прочего выделяется плавучий госпиталь "Енисей" в кругу друзей.



Здоровенное 150-метровое вспомогательное судно Енисей было по заказу СССР спроектировано и построено в Польше в 1980 году. На борту имеется профилакторий на 200 коек, госпиталь на 100 коек, поликлиника, 11 лечебных отделений, три операционных зала (оснащённые "успокоителями качки" для проведения сложных операций в условиях шторма), реанимация и аптека, а также две столовые суммарно на 400 чел, два спортзала, бассейн и сауна. Ещё вот пишут про оснащение вертолётом Ка-25 в специальном ангаре, но я что-то его не заметила (как и обозначения наличия вертолётной площадки).
В варианте санитарного транспорта Енисей готов принять 450 тяжело раненых больных. За свою историю побывал в трёх океанах, многих морях и нескольких странах, обеспечил спасение, лечение и отдых многих тысяч человек. В частности, в 1990 году на Енисее устраивали круизы для "детей Чернобыля", также он принимал активное участие в эвакуации беженцев и пострадавших из Абхазии в ходе грузино-абхазской войны, - именно Енисеем в 1992 году из горячих точек было вывезено более 7000 чел. Также это судно примечательно тем, что на нём проходят киносъёмки - в последние годы на борту снимали "Ледокол", "22 минуты" и "Адмирал". К сожалению, сейчас плавгоспиталь находится на ремонте, начавшемся в 2016 году и запланированном к окончанию в 2019. Успеют ли?
Всего было построено 4 судна подобного проекта, все названы именами великих рек. До нынешнего дня сохранились три - "Енисей" на Черноморском флоте, "Иртыш" на Тихоокеанском и "Свирь" на Северном. Четвёртое, полностью аналогичное "Енисею" - по имени Обь - в 2000-е годы выведено из состава Тихоокеанского флота.



Но любопытнее всего, конечно, подлодки, на которые любой желающий может посмотреть с противоположной стороны бухты



Заинтересовавший меня плавучий док примечателен тем, что был заложен в 1938 году, но достраивался уже после начала Великой отечественной войны, а затем, в военные годы, вёл насыщенную жизнь, производя ремонт десятков подлодок, эсминцев, вспомогательных судов и даже пары крейсеров, перенёс множество воздушных атак противника, а также - уникальный случай! - в ходе одной из таких атак, из пулемётов, установленных на доке, был сбит вражеский самолёт-бомбардировщик. С окончанием войны док был перемещён в Севастополь (по пути умудрившись попасть в шторм и получив серьёзные повреждения, потребовавшие не менее серьёзного ремонта) и размещён у 69 причала в Южной бухте, где находится по сей день. Заброшенным его назвать сложно, как впрочем и активно действующим... За всё время существования этого дока в нём были отремонтированы около 3000 кораблей и вспомогательных судов. Однако, с 1992 года внутри него находится подводная лодка "Святой Георгий", служившая флоту лишь 10 лет, а затем более чем на 25 лет помещённая на ремонт. Который, вероятнее всего, никогда ничем не закончится, а жизнь лодки завершится на судоразделке в Инкермане...



Изначальное имя субмарины было "Горьковский комсомолец", новое же присвоили ей в 2007 году, уже после длительного пребывания в доке, - вероятно, понадеявшись на чудо святости. За эти долгие годы на лодку выделялись бешеные средства, а в 2000 году на уровне правительства зашла речь уже не о восстановительном ремонте, а о полноценной (и ещё более дорогостоящей) модернизации. Прогресс которой, впрочем, вы можете оценить, посмотрев снимки в обзоре.



К слову, это последний выпущенный экземпляр проекта 641Б "Сом", и в настоящее время лодка находится в статусе "объявлен тендер на утилизацию". Все лодки этого проекта окончательно и бесповоротно выведены из состава флота. Для тех, кому интересно посмотреть на аналогичную подлодку в лучшем сохране - в музее ВМФ в московском Тушино, в техническом музее в Тольятти и даже у пристани в Гамбурге (там музейность ей наименее всего навредила, почти всё цело и доступно) находятся подлодки именно этого проекта.



Очутившись в Крыму, под покровом темноты можно пробраться на док, отыскать лесенки и мостики и поторопиться оказаться внутри подлодки



Сразу же станет понятно - степень выпиленности достаточно высокая, и ощущения, что залез в музей, не получится





Под залазом - такое вот пространство с рабочим местом. Однажды мы уже пытались залезть в ремонтирующуюся подлодку во Владивостоке - так вот оказалось, что на время ремонта экипаж подлодки никуда с неё не девается и продолжает торчать внутри днём и ночью, и с первыми аборигенами можно столкнуться сразу здесь.
К счастью, в севастопольской лодке давно никто боевых дежурств не несёт...





Пустые панели на месте демонтированного оборудования



Тысячи трубочек, кабелей, вентилей, петелек и крючочков, многое подписано и разъяснено, но всё равно ничего не ясно





В некоторых помещениях даже примерно не понятно, что находилось прежде



Очень хотела сфоткать и искала сортир, потому что это забавно и канонично, но даже его обнаружить не вышло



Хотя, по идее, он мог быть в любом из небольших помещений



Вероятно, стоило заранее подготовиться и взять с собой чертежи, чтобы упростить ориентирование.
Их можно увидеть много где, например вот здесь http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/641b/list.htm



1 - основная антенна ГАК «Рубикон»
2 - антенны ГАК «Рубикон»
3 - 533-мм ТА
4 - носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами;
5 - носовой аварийный буй
6 - баллоны системы ВВД
7 - носовой (торпедный)
8 - запасные торпеды с устройством быстрого заряжания
9 - торпедопогрузочный и носовой люки
10 - агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»
11 - второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек
12 - жилые помещения
13 - носовая (первая и вторая) группа АБ
14 - выгородка батарейных автоматов
15 - ходовой мостик
16 - репитер гирокомпаса
17 - перископ атаки
18 - перископ ПЗНГ-8М
19 - ПМУ устройства РДП
20 - ПМУ антенны РЛК «Каскад»
21 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»
22 - ПМУ антенны СОРС МРП-25
23 - ПМУ антенны «Тополь»
24 - боевая рубка
25 - третий (центрального поста) отсек
26 - центральный пост
27 - агрегатные выгородки РЭВ
28 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры)
29 - четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек
30 - жилые помещения
31 - кормовая (третья и четвертая) группа АБ
32 - пятый (дизельный) отсек
33 - вспомогательные механизмы
34 - ДД
35 - топливные и топливно-балластные цистерны
36 - шестой (электромоторный) отсек
37 - электрощиты
38 - ГГЭД средней линии вала
39 - кормовой якорный шпиль
40 - седьмой (кормовой) отсек
41 - кормовой люк
42 - ГЭД экономического хода
43 - средняя линия вала
44 - кормовой аварийный буй
45 - приводы кормовых рулей

Ну а нам оставалось бродить из отсека в отсек и примерно догадываться, что же такое наблюдаем перед собой



В частности, множество канистр с болтами и гайками ни на каких схемах не обозначено



В лодке всё покрашено в желтоватые оттенки, отражающаяся от этого вспышка заставляет автоматическую оценку баланса белого чудить, и затем все фотки приходится вручную возвращать к адекватному виду







Ух, дестрой





Повсюду инструкции и бумажные "часы обхода",



Местами дверки сохранились







И конечно же гермолюки между отсеками



Компрессор



Кроватки и розовая стенка для гламурных подводников



Люки крутые



А вот низкая сохранность всего остального лично меня изрядно удручала







Перед машинным отсеком в потолке такая вот штука - антенну туда выталкивать чтобы или какой-нить перископ?





Приближаемся к машинному отсеку - одному из двух наиболее интересных



Не взирая на то, что реконструкция с модернизацией нутро подлодки всецело потрепали, здесь сохранилось много всего наколбашено







Двигатели! Вы же знаете, что подлодка эта дизель-электрическая, то бишь ходит на заряде аккумуляторов, а дизеля нужны для манёвров и тех самых аккумуляторов подзарядки? Вот их здесь три штучки



Машинный отсек очень обширный, в нём прям можно в полный рост прыгать и почти плясать, но всё равно не сильно удобно





Цепные блоки и лебёдки для таскания тяжестей





Зарядные станции



Органы управления машинами (т.е. двигателями)





ДПЛ проекта 641Б создавались с использованием энергетического оборудования ранее строившихся ДПЛ проекта 641, для которых характерна дизель-электромоторная схема энергоустановки (с дизелями на линии вала, как на ПЛ послевоенной постройки). Вместе с тем на ПЛ проекта 641Б впервые на отечественных ДПЛ установлено современное РЭВ (комплексы НК, ГАК, а также БИУС). ПЛ оснащены автоматизированными системами управления кораблем и его техническими средствами. На ПЛ внедрены средства и мероприятия по акустической защите (противогидролокационными покрытиями облицован наружный корпус, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и др.) Улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами - офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой - в кубриках. Эти лодки имели корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641. В остальном они отличались от базового проекта 641 аккумуляторными батареями повышенной емкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением.







Почти как черметный баллон с газом, чтобы усэх парэзать



Здесь раньше водились антенны, но это не точно





Лючок в потолке





Залаз в трюм, где раньше тусовались аккумуляторы (ноги для понимания размера лючка, сорян)



Изподаккумуляторная пустота



Ходим-бродим, ищем удобный проход в торпедный отсек



Уххх дестрооой! Ходить и ныть





Но вообще заброшенная подлодка это круто





Занимательная география



Кажется, наконец пришли!



Торпедные аппараты, шесть штук. Красивые, звездатые, всё как надо





Полки для хранения торпед







Смогла найти ракурс, чтобы все шесть влезли, потому как в общем-то на этом осмотр пора было завершать - и так уже в каждый угол залезли



Так что обзор тоже завершается.



Благодарю за просмотр!

P.S. Пять лет назад мне довелось побывать в Гамбурге, где ровно из такой же советской подлодки сделан музей, - вот тут можете фотки глянуть, у кого нет аллергии на альбомы вконтакте https://vk.com/album208317_231424293
Есть экземпляр ближе - в техническом музее в Тольятти (внутри не была, закрыто оказалось).
Ну а кто живёт в Москве - сходите в музей ВМФ в Тушино, там тоже такая же субмарина (в этой была, но не фоткала).

Заглядывайте ко мне в инстаграм - там больше свежих фоток из Крыма и не только.

nex6, abandoned, foto, 2019, transport, military

Previous post Next post
Up