Snuff films - короткометражные фильмы, где показываются реальные убийства с предшествующим унижением жертвы. Распространяются для развлечения и ради денег.
- Я всегда хотел узнать, откуда взялись снаффы. Ведь в древности фильмы были не такими. Почему в снаффах всего половина про войну, а половина - про любовь? В школе этого никогда не объясняют.
- Вообще-то это религиозный вопрос. В Прописях Маниту сказано, что Маниту возжелал приблизить людей к своему чертогу и подарил им два магических искусства. Они назывались «кино» и «новости». В их основе лежало одно и то же таинство - «чудо удалённой головы».
- Что это значит?
- А вы, орки, и сами это знаете. У нас есть шесть чувств. Но если посмотреть, какой процент информации для построения картины мира поставляет каждое из них - этот процент крайне мал. А важнее всего, что зрение и слух, действуя вместе, способны полностью замещать реальность. И такой переход сознания ничем принципиально не отличается от сна. Древние люди постигли, что «чудо удалённой головы» позволяет переносить внимание куда угодно. С его помощью можно заставить человека увидеть любой мир, настоящий или выдуманный. Но есть черта, разделяющая реальность и фантазию. Она же отделяет и кино о новостей. Если говорить грубо и упрощённо, новости показывают типа то, что на самом деле. Кино показывает то, чего на самом деле нет. Вместе они много раз приводили мир к войнам.
- Почему?
- Потому что маги древности управляли реальностью, манипулируя этими искусствами. Они часто смешивали их или вообще меняли местами, выдавая кино за новости, а новости - за кино. Так можно делать, поскольку «чудо удалённой головы» действует при этом совершенно одинаково.
- Я понимаю, как можно выдать кино за новости. Но как можно выдать новости за кино?
- Это действительно почти одно и то же. Люди в древности много работали, и у них было несколько часов в неделю, чтобы расслабиться, просматривая видео по телевизору. Кино служило для них энциклопедией жизни, это был один из главных источников информации о мире вне их государства. Поэтому, если в кино какой-то народ постоянно изображали сборищем убийц и выродков, это на самом деле были новости. Но их выдавали за кино.
- Понятно. Что дальше?
- Мастерство древних магов было ужасающим. Особенно в том, что касалось новостей. У этого была причина - мир был разделен на кланы, и каждый клан с помощью своих магов пытался создать особую версию реальности.
- А почему никто не показывал правду? Что, все древние маги были такими подлыми и злыми?
- Тут дело не в этом. Они могли быть хорошими и добрыми. Но они с самого детства находились в реальности, придуманной магами их клана. А человек, даже если он информационный маг, борется в первую очередь за личное выживание. Как ты считаешь, кто имел больше шансов выжить - тот, кто укреплял общепринятую версию реальности, или тот, кто менял её? - Ответ очевиден. Магам только казалось, что они могут контролировать информационную среду, но на самом деле всё происходило по таким же биологическим законам, по которым рыбы в океане выбирают, куда им плыть. Это не люди выстраивали картину мира, а картина мира выстраивала себя через них. Бесполезно было искать виноватых.
- Почему начинались войны?
- Они начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.
- А новостям верили?
- Вера тут ни при чем. Картина, которую создавали маги, становилась правдой не потому, что была логически обоснованной и в неё сложно было не поверить, - а потому, что думать по-другому было небезопасно. Люди искали в информации не истину, а крышу над головой и комфорт. Надёжнее всего было примкнуть к самому сильному племени, научившись видеть то же, что его колдуны. Так было просто спокойнее, даже если человек номинально был под властью другого клана.
- А человека могли наказать за то, что он верит чужой идеологии?
- Человека никто не мог наказать за то, что он видит то же самое, что хозяева мира. Это означало начать борьбу против них. Но постепенно хозяева мира потеряли силу, и их «правда» стала рассыпаться на биты и пиксели.
- Потеряли силу? А в чём сила?
- В Древних Фильмах говорили, что сила там, где правда. Так и есть, они всегда рядом. Но не потому, что сила приходит туда, где правда. Скорее правда «приползает» туда, где сила. Когда люди пытаются понять, где правда, они в действительности тихонько прикидывают, где теперь сила. А когда уходит сила, все вдруг дружно замечают - ушла правда. Человек чует это не умом, а сердцем. А сердце хочет главным образом выжить.
- Как правда может уйти? - спросил Грым. - Дважды два всегда четыре, без разницы есть сила, или нет.
- Дважды два - четыре только по той причине, что тебя в детстве долго пороли, - сказал дискурсмонгер. - И ещё потому, что четыре временно называется «четыре», а не «пять». Когда добивали последних неандертальцев, никакой правды за ними не осталось, хоть до этого она была с ними миллион лет. Правда там, где жизнь. А где нет жизни - там нет ни правды, ни лжи.
- Но нельзя же так промыть мозги... - начал Грым.
- История человечества - это история массовых дезинформаций. И не потому, что люди все сплошь глупцы и их легко обмануть. - Дело в том, что люди с удовольствием поверят в самую гнусную ложь, если в результате им устроят хорошую жизнь. Это называется «общественный договор».
В древности люди хорошо запомнили, что войны начинаются, когда кино и новости меняют местами. И уцелевшие решили объединить их в одно целое, чтобы подмены не происходило более никогда. Люди решили создать «киновости» - универсальную действительность, которая красной нитью пройдёт сквозь реальность и фантазию, искусство и информацию. Эта новая действительность должна была стать прочной и постоянной. Настоящей, как жизнь, и настолько однозначной, чтобы никто не смог перевернуть её с ног на голову. В ней должны были слиться две главные энергии человеческого бытия - любовь и смерть. Так и появились снаффы - и началась постинформационная эра, в которую мы живём.
- Понятно. А на чьей стороне воевали орки в той большой войне?
- Орков придумали потом.
- Как можно придумать целый народ? Древнейший народ?
- Придумали вашу культуру и историю. В том числе и ваше представление о том, что вы древнейший народ.
- Кажется, я понимаю. - Для снаффов нужен был постоянный враг?
- Не то чтобы настоящий враг. Скорее, отвратительный и гнусный во всех проявлениях противник. Но не особенно сильный. Чтобы с ним никогда не было серьёзных проблем.