"Человеком был я в этом мире.
Это значит был борцом"
Гёте
Иоганн Вольфганг Гёте прожил очень интересную жизнь, он, несомненно, прочувствовал на себе и взлёты, и падения. Некоторым из нас эти взлёты и падения проходить приходится по высоким амплитудам, сродни "американским горкам". Этакая синусоида, предсказуемая только в череде подъёмов и спадов. У Гёте жизнь складывалась именно так, несмотря на кажущуюся лёгкость его побед. Поэтому Фауста по праву можно считать своего рода автобиографией Гёте, правдивой, несмотря на метафоричность образов.
Причём в Фаусте Гёте отразил очень важный момент: ведь предметом произведения служил не один какой-либо жизненный конфликт, а, скажем так, последовательная и неизбежная цепь глубоких конфликтов на протяжении единого жизненного пути. Жизненный путь любого человека - это целая история многочисленных противоречий, конфликтов внешних и внутренних, проходящих один за другим, по мере прохождения которых душа развивается, происходит личностный рост.
Не буду пересказывать всю сюжетную линию Фауста, да это и не нужно. Скажу лишь, что завязка Фауста дана в прологе. Это та самая извечная экзистенциальная дилемма равновесия добра и зла в мире, когда начинается славословие архангелов и т.д. Мефистофель там прерывает эти славословия, утверждая, что на земле царит лишь беспросветный мрак. И далее там такие строки: "...человеку бедному и без того так худо, что даже я щажу его покуда".
Далее Мефистофель аттестует себя же перед Фаустом, говоря знаменитые слова: "Я часть силы той, что без числа, творю добро, всему желая зла". Понятно, что Мефистофель здесь выступает как один из ликов Люцифера, может быть и не самый могущественный, но именно относящийся к Люциферу - архангелу Зла. Когда Мефистофель говорит, что он творит добро, всему желая зла, он, конечно, лукавит. Ведь под т.н. "добром" он саркастически понимает свой беспощадный нигилизм.
"Я - дух, - говорит он, - всегда привыкший отрицать", и с основанием - ничего не надо: "Нет в мире вещи, стОящей пощады, терпенье не годится никуда". Творение несовершенно, мир несовершенен, и тут Мефистофель прав. У Достоевского, Иван Карамазов (тоже, кстати, автобиографический герой для автора) говорит: "Бога принимаю, а мира божьего не принимаю". Атеизм ли это? Спорно.
Но вернёмся к Фаусту. Человек сталкивается с мотивом неприятия мира чуть не ежедневно. Это зависит от того, насколько осознанный подход к жизни, чувствование себя и событий в этом мире. Большинство людей с обывательским мышлением такими вопросами не задаются, просто живут себе, приняв и приспособившись к своему существованию. Но это не про типаж Фауста - человека, решившегося трансформировать свою душу, изменить радикально свой жизненный путь, пусть даже ценой собственной души.
Набожный человек может говорить о полном принятии Бога, о любви к нему, но при этом на каждом шагу он не приемлет множество происходящих событий, качеств окружающих людей и т.д. - это и есть неприятие мира, неприятие Творения.
Или же на это можно и с другой стороны посмотреть - Мефистофель, эта неизбежная сила зла, так или иначе действует на свой лад в каждом человеке, искажая его восприятие таким образом, что человек зачем-то не принимает Творение. И тем не менее, это неприятие, по логике Мефистофеля, всё равно оборачивается добром. Отчего так? В этом ещё предстоит разобраться...
(Продолжение в след. постах)