Алхимия души

Mar 12, 2019 23:57




Фауст - безусловно, алхимик. Это и есть завязка сюжета у Гёте. А суть алхимии - трансформация. Святой Грааль алхимии - так называемый "философский камень", и это может означать также нирвану, мокшу, т.е. просветление, освобождение. У Гёте алхимический процесс развития и трансформации души гениально описан через опыт жизни Фауста  - прототипа самого Гёте (см. пост "Жизнь взахлёб: путь Фауста": https://lana-artifex.livejournal.com/127234.html).

Тему резких смен жизненного пути, "пеерскоков" с одной "дорожки Лабиринта" на параллельные, а иногда и перпендикулярные, - эту тему хочется раскрыть детально. Оттого, что мой личный путь жизни во многом схож с этим произведением, и вопросами, в разное время, задавалась теми же, что и сам Фауст. А схожесть чувствую оттого, что Фауст - это архетипический, т.е. извечный сюжет. В этом заключается настоящая магия великих классиков литературы - что они способны описать извечный, общечеловеческий сюжет, заключить его в отедльно взятую личность, и в этой личности, в жизненных ситуациях, которые герой произведениея проходит - каждый человек отчасти (а, возможно, и полностью) сможет узнать себя. Это как смотреться в зеркало, и видеть себя во вневременном континнуме. В этом магия гениальных литературных произведений.

Мефистофель - не менее интересный персонаж, восхитительно прописанный Гёте. Это - архетип Зла. Вечный и неизбывный, увы. Мефистофель заявляет, что "...творит добро, всему желая зла". Но что он имеет в виду? Попробую разобраться...

Что делает Мефистофель на протяжении всей сюжетной линии? - Он методично, последовательно разрушает иллюзии Фауста. Мефистофель вталкивает его всё в новые и в новые ситуацйи, в которых Фауст сталкивается с неприятием мира, и помогает ему разрешить эти иллюзии. И тем самым, эта череда конфликтов, через которые проходит Фауст, помогает ему в его постоянных поисках неуловимой, ускользающей Истины.

В результате - трагедия. Пройдя множество и множество конфликтов больших и маленьких, он приходит к следующему великому для себя открытию, и я считаю, великому для многих человеческих душ, как бы пафосно и высокопарно это не прозвучало.

"Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!"

Это приведен ещё старый, дореволюционный вариант перевода Н. Холодковского. Существует более распространённый перевод "Фауста" Б. Пастернака, в котором несколько иначе звучат основные, на мой взгляд, строки:

"Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.."

Перевод Пастернака принято считать более точно передающим мелодику стиха Гёте, но перевод Холодковского точнее передаёт смысл: Сравните два отрывка:

"Каждый день идёт за них на бой" (у Холодковского)
"Лишь только тот, кто бой за жизнь изведал" (у Пастернака)

На мой взгляд - колоссальная разница! Можно лишь раз "изведать бой" и почивать на лаврах, тянуть лямку  обывательского существования, ловя кайф в рутинности происходящего.Совсем другое дело - "идти на бой" часто, регулярно! Более точный перевод "Фауста" подсказывает гениальную идею: идею непрекращающейся битвы, ведь мы всё время попадаем по множеству различных аспектов жизни в ту или иную доминанту, в своеобразный тупик (он есть в любом лабиринте). И задача того, кто идёт по своему пути смело и уверенно, не останавливаясь, не "залипая", не "застревая" ни в чём- будь то отношения, ситуации, место жительства или работы - что угодно, - задача такого человека в постоянном наращивании осознанности, чтобы пройти задачи и уроки своей жизни, не наступая на те же грабли по нескольку раз, чтобы прожить свою жизнь, ни о чём не жалея на её закате, в этом странном мире...

(Продолжение в след. посте)

лабиринты ума, алхимия души, архетип зла, Гёте, архетипы, смысл жизни, внеморальность, иллюзорность истины, душа, жизнь в Матрице

Previous post Next post
Up