Жизнь-авантюра

Mar 13, 2019 14:39




В "Фаусте" Гёте раскрывает неизбывные для жизни любого человека, архетипические, общечеловеческие сюжеты: борьбу с миром и самим собой, опасность, искушение материальным, удачу, поражение. Всё это - категории авантюрной жизни. Авантюрной потому, что жизнь не принимает никаких гарантий. А человеку свойственно всегда ждать от жизни гарантий, - полагаться на юристов, законодательство, врачей, ещё что-то, но гарантий нет!

Жизнь - это сплошная авантюра, это рулетка, где с равной вероятностью ждёт удача и поражение. И всё, что нам остаётся - это борьба, ежедневный бой за жизнь, о котором говорит Фауст (см. пост "Алхимия души": https://lana-artifex.livejournal.com/127646.html). И эта задача на самом деле безмерно велика, она требует огромнейших усилий.

Пройдя множество и множество конфликтов больших и маленьких, Фауст приходит к следующему великому для себя открытию:

"Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!"

В этот момент, когда Фауст произносит этот монолог, он также произносит роковые слова "остановись мгновенье". Мефистофель вправе считать их отказом от дальнейшего стремления к бесконечной цели. Он вправе прервать жизнь Фауста согласно их старому договору, когда Фауст продал ему душу, во имя стремления узнать Истину, познав жизнь во всех её проявлениях. Согласно уговору, тот момент, когда Фауст решит закончить свою жизнь и передать душу Мефистофелю, должен быть самым сладким мигом существования Фауста. Задумка неплоха!

Фауст умирает, на пике проживания своего счастья, наполненности жизнью и единства со всем миром. И в это тоже вложен Гёте колоссальный смысл. - Познав ценность борьбы, бросив вызов богам, людям, пройдя через всевозможные противоречия, он наконец приходит к идее о конечности своей жизни, постигает и проживает её конечность. Жизнь не может длиться бесконечно, рано или поздно, она находит своё завершение и свой смысл - смерть (один из базовых постулатов философии экзистенциализма).

Но по сути, Фауст не побеждён! По сути, не побеждён и не сломлен тот, кто, подобно Фаусту, способен иметь мужество найти и признать этот смысл, потому что это упоение мигом ("мгновение, остановись!") не куплено ценой отказа от непрерывного совершенствования, эволюции человечества и человека. Настоящее и будущее здесь сливаются в единстве. У Фауста как бы две души, как и у каждого из нас: созерцательная и действенная. В самом начале произведения, когда Фауст садился переводить Библию, он решил перевести первые строки Евангелия от Иоанна не "в начале было слово", а "в начале было дело". Очень мудро, на мой взгляд. Это дело и привело Фауста к познанию высшей цели человеческого развития. И та тяга к отрицанию, которую Фауст, как и любой из нас имеет через родовые корни, а если через обоснования науки психологии - через процесс рождения и родовую травму, через травму появления так называемого "образа Я" (раскол на "Я" и "Образ Я", согласно структурализму Ж. Лакана). Мы все несём в себе это отрицание, Мы все сопричастны Мефистофелю, так или иначе. Отрицать это бесполезно и бессмысленно.

Каждого из нас, если бы мы жили в средние века, включая папу римского, Далай-Ламу и проч., можно было бы сжечь на костре, как сопричастного Мефистофелю. Как имеющего тягу к отрицанию. Возможно, по легенде, Будда эту тягу преодолел, интегрировав все противоречия и войдя в состояние нирваны, но и это состояние тоже не такое однозначное. И думаю, что нирвана - эта та же сансара, всё-таки.

И вот, к чему я подводила: эта тяга к отрицанию, которую Фауст разделял в себе с Мефистофелем, обретает необходимый противовес в положительном идеале - в идеале борьбы. Борьба, которая позволяет нам каждое отрицание интегрировать, осознавая, проживая и отпуская его (а не загоняя в бессознательное, что потом рождает болезни и неврозы) - это и есть работа души, алхимия души. И именно поэтому в конце трагедии Гёте Фауст всё же оказывается спасён - его душа отправляется на Небеса, а Мефистофель остаётся ни с чем. И тут не традиционная развязка мифов-сказок (которые все отражают извечные, архетипические, общечеловеческие сюжеты), где добро побеждает зло. Тут идея глубже - эволюция, борьба и авантюризм побеждают зло.

(Окончание в след. посте)

алхимия души, архетип зла, экзистенциализм, Гёте, дионисийский человек, архетипы, буддизм, смысл жизни, душа

Previous post Next post
Up