Интересная документальная иллюстрация знаменитой метафоры "изгнания из Рая", "грехопадения" - уничтожение целостной племенной культуры Новой Гвинеи после Второй мировой войны. Захватчики действовали без явного злого умысла и агрессии, не применяли оружия - тем не менее, около тысячи членов племени оказались вмиг "заражены" болезнями современной западной цивилизации - суицидами, апатией, депрсссией..."Захватчики сознания" действовали неосознанно, не понимая последствия - ничего не напоминает?)
Эта статья о том, что, живя в насквозь "оцивилизованном" обществе, люди потеряли, "забыли" несколько очень важных, ключевых составляющих душевной гармонии. По сути, современное общество разобщено, даже несмотря на всеобщую глобализацию и интернет. Почему так? На базе каких аргументов сделаны такие громкие заявления? - Обо всём по порядку.
"Сознание до конкисты"...Этот термин придумал учёный-антрополог Р. Соренсон, выступив с одноименным докладом в 2004 г., а позднее писав по нему книгу "Tribal Epistemologies".
Соренсон выделял две принципиально разные формы сознания: "сознание до конкисты", характерное для людей из племенных культур, и "после конкисты" - типичный современный рационализм и прагматизм.
"Конкиста" - это то, что произошло с первобытным, племенным сознанием и образом жизни после того, как испанские конкистадоры завоевали Новый Свет.
"Сознание до конкисты", или мифологическгое сознание, основано на чувственности (люди в племенах с младенчества приучаются к телесным контактам), и стремится не к абстрактной "истине" и "фактам", а к тому, что приятно(!). Люди в таких обществах очень чутко ощущают изменения микромимики (мельчайших оттенков мышечного напряжения у других людей-членов своего племени), указывающих на изменение настроения. Если другим хорошо, им хорошо; если другим плохо, им тоже плохо, - Соренсон называет это "социочувственным" сознанием.
Другими словами, вся мотивация, все усилия у людей с такой формой сознания направлены на то, чтобы повысить ощущение благополучия в общине. В таких культурах "правота", "истина" и "реальность/нереальность" - это вопрос ценности, а не согласованности между какими-то абстрактными идеями и эмпирическими фактами.
И что примечательно: "сознание после конкисты" коренным образом отличается от "сознания до конкисты" основано на, логически обоснованных и диалектических рассуждениях и, по сути, предполагает доминирование, завоевание: то есть, с точки зрения философии, тезис опровергается антитезисом, который, в свою очередь, уничтожается новым синтезом. По самой своей природе диалектическое рациональное сознание склонно к конфронтации.
Две эти формы сознания обладают разной динамикой, в их основе лежат разные мотивы; и когда рационализм "после конкисты" сталкивается с чувственным восприятием "до конкисты", в результате разум всегда побеждает чувства!
В своём поиске "истины" разум оперирует в рамках своей конкистадорской, завоевательской диалектики: одна идея, чья-то "истина", сталкивается с противоположной идеей, чьей-то ещё "истиной", и проигрывает ей.
Столкновение и война между ними порождает новый синтез, являющийся, как принято считать, новым шагом, приближающим к истине.
В отличие от нового рационального сознания, мифологическое сознание ("до конкисты") стремится к тому, что будет хорошо для социума, коллектива, старается примирить разногласия. Когда интеллект бросает ему вызов, оно стремится сделать так, чтобы "другому было хорошо", Результат - рассудок побеждает чувства.
Свою оригинальную научную теорию о разуме и чувтстве Соренсон подкрепил волнующим и даже шокирующим рассказом о мгновенном уничтожении (без применения оружия!) целой культуры - племени Новой Гвинеи - после Второй мировой войны, когда на их затерянный остров стали приезжать западные туристы.
До этого вторжения неолитическое племя охтников и собирателей жило в атмосфере "искренней близости, основанной на безграничном доверии". Между людьми было чувственное "интуитивное взаимопонимание". Их общение было спонтанным, открытым и честным. Для них "гооврить правду" означало "выражать чувства", поскольку "Личные чувства были на виду и чётко выражались, что требовало прозрачности устремлений, интересов и желаний. Важно было произвести как можно больше счастья для всех".
Далее Соренсон развивает свою теорию: "В жизни этих людей "до конкисты" чувство и сознание были сосредоточены на сиюминутных сенсорных ощущениях - как если бы суть жизни находилась в этом сложном потоке коллективного непосредственного чувствования. Каждый человек вливает в этот поток свои личные мысли и переживания, и все могут их увидеть, оценить и соотнести со своими собственными. Такая беззастенчивая, открытая честность была фундаментом, на котором строились племенная "корпоративная культура" - взаимная эмпатия и взаимопонимание. Когда эта открытость сдаёт позиции, эмпатия и взаимопонимание ослабевают. Когда обман становится привычным делом, они умирают".
Удивительно то, что распад психологической целостности племенной культуры, это "грехопадение", "изгнание из Рая", произошло само, без злого умысла со стороны туристов-"захватчиков". Члены семей солдат, вернувшихся с войны, просто отправились на далёкий остров в надежде увидеть "первобытных" людей и расспросить их о том, как они живут.
Но в течение недели после прибытия туристов просто из-за того, что они задавали вопросы, проистекающие из западного рационально-диалектического способа мышления, племенное сознание, существовавшее сотни и даже тысячи лет, было уничтожено безвозвратно.
Разумеется, это были не только безобидные вопросы, но и предметы западной культуры, вкупе с вредными привычками людей современного мира - курением, наркоманией, чревоугодием...И в сознании племени произошло то, что иногда называют "подмены", или "переимпринтирование": система ценностей, позволявшая не только выживать, но и находиться в гармонии с собой и другими членами социума, была разрушена, заменена ложными идеалами.
Соренсон описывает "великую культурную амнезию", когда всё тысячное население этого новогвинейского племени забыло даже о недавних событиях и, рассказывая о них, допускало "грубые фактические ошибки...В некоторых случаях они даже забывали, какого рода одежду они носили несколько лет назад, забывали, что ещё пару лет назад пользовались каменными топорами и поедали трупы умерших родственников...Казалось, что единство племени, основанное на альтруизме, незыблемо и восстанавливаться после любых потрясений - но только когда они жили в изоляции. Теперь же от него не осталось и следа: на смену форме сознания, основанной на чувствах, правде и искренности, пришла другая форма "после конкисты", допускающая ложь ради выживания.
Соренсон описывает переломный момент, после которого настала гибель этой культуры:
"В течение всего лишь одной недели погибла форма сознания, которая создавалась тысячелетиями и которой так не хватает всему нашему мировоззрению. Она погибла за очень короткое время. Эпидемия сонливости и апатии, безумные танцы всю ночь, красные опустошённые глаза, приобретшие за это время характерный хитроватый прищур и отсутствующее выражение лица;
всевозможные дисфазии, внезапные мини-эпидемии спонтанной отчуждённости, разрывы в восрпиятии, провалы в памяти, двигательное возбуждение, утрата сексуального желания, отсутствие чувства любви, импотенция;
растерянный, безумный вид, как у забиваемого насмерть буйвола;
подростки, падающие в обморок на пляже...
Это была обычная картина этой недели, и никакое воображение не могло предугадать такое. Эта неделя разрушила некий тонкий дух, объединявший этих людей, и от традиционного островног осообщества не осталось и следа".
Научным языком, произошло "перепрограммирование" сознания людей, разрушены привычные нейронные цепочки, фрмировавшиеся тысячелетиями жизни в неолитическом времени, неподвластному прогрессу. Итог - невероятного уровня стресс и вымирание. Представляете теперь судьбу подавляющего
большинства путешественников во времени?! Гипотетически, если бы такие путешествия ствыли возможны, разум человека просто не вынес бы столь резкую смену "картинки" реальности.
По научным работам Соренсона в течение последующих 15 лет антропологами разных стран мира было написано несколько диссертаций и статей. Одну из них, американского антрополога-социолога К. Лоуренса, читала в оригинале.
Содержание поражает!
Кажется, загадка метафоры о "грехопадении" разгадана? Или это только очередной виток, дооржка в Лабиринте?