Дар шамана, дар мистика и многообразие путей познания

Dec 21, 2018 18:58




Моя новая картина "Переход", о древнем шаманском ритуале посвящения

Если Соренсон прав в своём описании рокового столкновения между "сознанием до конкисты" и "сознанием после конкисты" (см. пост "Сознание и захватчики": https://lana-artifex.livejournal.com/111136.html), перспектива у нерациональных, интуитивных способов познания мира довольно мрачная. Разум, сталкиваясь с интуицией и чувством, неизменно побеждает, "изгоняя из Рая" целостности восприятия.
Хотя, не всё так безнадёжно: изучая, к примеру, квантовую механику или генетику, приходится признать, что рассудочный ум бессилен ответить на многие вопросы о механизме и процессе протекания того или иного процесса на микроуровнях нашего мира. То же самое происходит с любым мистическим опытом, - "это работает", но механизм действия пока скрыт для понимания. Или..только для привычного способа понимания, восприятия мира?

Опыт человечества содержит многочисленные подтверждения и из древних трактатов, и от духовных учителей и практиков современности - о том, что любой мистический опыт всегда выходит за пределы рационального разума. Опыт мистика, опыт практики любого шамана никогда не вписывается в какие-либо рамки логики, поэтому его принято в современном обществе игноорировать или сводить к примитивной "эзотерике". Тогда как все, абсолютно все племенные культуры во все врмемена выживали именно благодаря действиям шамана племени. Это уникальные люди, свободно совмещающие мистические духовные практики исцеления и предсказания погодных катаклизмов с социальной, общественной деятельностью.

Культура шаманизма заинтересовала меня очень давно. Ответы приходилось искать преимущественно в литературе, и только  единожды мне повезло лично наблюдать работу шамана. Удивила необычайная собранность, спокойствие, с которым действовал пожилой человек. Было ощущение, что столкнулась с чем-то, чего пока не способна объять рассудком. Вопросов и тогда было, и сейчас гораздо больше, чем ответов...

Уже упоминала учёного-философа, антрополога и писателя К. Куинси и его научную работу "Изначальное знание". Он пишет так:
"Когда первобытный способ познания, основанный на чувствах (назовём его "дар шамана"), сталкивается с современным, западным рациональным способом познания, основанным на интеллекте (назовём его "дар философа"), или со способом познания, основанном на сенсорном опыте и на интеллекте ("дар учёного"), эта встреча неизбежно заканчивается уничтожением первого из них".
Даже если исторически это так, как описывает Соренсон на примере уничтожения культуры племени в Новой Гвинее, интеллект - вовсе не обязательно вершина эволюции сознания. - У всех нас есть потенциал к развитию за рамками интеллекта - мы можем на протяжении всей жизни развивать свою духовность (не путать с религиозностью!) с помощью какой-либо из множества духовных практик, дошедших к нам из древности. Куинси называет эту духовность "дар мистика", и аргументированно доказывает, что именно "дар мистика" - интуитивный, мистический способ познания, включает в себя все остальные "дары". Далее цитирую автора.

"Если представить сознание в виде схемы, увидим, что снизу разум базируется на довербальных телесных ощущениях, а сверху при помощи воображения уносится к надвербальным и сверхрациональным ощущениям и интуитивным озарениям. Дорациональные чувства и любые изменённые состояния сознания выглядят для разума как тайна, или магия, мистика - тут начинается непостижимая территория шамана.

Уровень выше разума - ощущение единства и общности, высшие состояния сознания кажутся разуму невыразимыми; тут начинается безграничная территория мистика.

Поскольку разум доминирует над чувством, мистическое сознание не "завоёвывает" разум - оно обволакивает его, находясь за его пределами. Таким образом, мистическая или духовная интуиция обладает интегрирующим свойством: она включает в себя и разум, и и телесные ощущения, в то же время выходя за их рамки".

Из литературы (антропологической и психологической) и из многочисленных рассказов обычных людей  мы знаем, что когда современный человек, привыкший руководствоваться исключительно логикой, интеллектом, принимает психоактивные вещества  растительного или синтетического происхождения (например, ЛСД или аяхуаска), первое что происходит - его интеллект отходит на второй план. Исчезает и эго. Человека поглощают иррациональные чувства, на поверхность выходят другие формы познания, и, по рассказам многих участников подобных экспериментов или "ритуалов", состояние сознания и содержание трипа имеют для них огромное значение, они "истинны" и очень информативны. Возможно, в этих случаях первобытная, шаманская форма сознания берёт верх над рациональным разумом.

Что еще важнее: РАЗУМ ВОВСЕ НЕ ДОЛЖЕН УНИЧТОЖАТЬ ЧУВСТВА И ИНТУИЦИЮ. Это, очевидно, происходит только тогда, когда разум не связан со своими корнями, с мудростью тела. Разум работает оптимальным и наиболее эффективным образом, когда он сохраняет или восстанавливает контакт со своими довербальными, телесными корнями. Разум, рассудок работает совершенно иначе, когда человек настолько осознан, духовно развит, что способен ОЩУЩАТЬ процесс мышления.

(Продолжение в след. посте)

творчество, ЛСД, сознание до конкисты, вдохновение, религии, мои картины, трансперсональная психология, мифологическое сознание, коллективное бессознательное, физика и философия, изменённые состояния сознания, шаманизм, квантовая физика, древние цивилизации, психоделики

Previous post Next post
Up