Книги марта - 1

Mar 28, 2020 09:05

Карантин... А значит - появилось еще больше времени для чтения.
Продолжаю читать по поставленному в прошлом месяце плану - как можно больше разнообразить темы.
Начинаю.

1. Зарубежная классика

В этом месяце для этого пункта выбрала книгу Альфонса Доде. Во-первых, я совсем не знакома с творчеством этого автора. Не читала ни одной его книги. Во-вторых, книга идеально подошла для марафона #5МГНОВЕНИЙВЕСНЫ, в котором я участвовала в этом месяце.

Альфонс Доде. Сафо



Отзыв на книгу тут.

2. Русская классика

Надо бы, конечно, прочитать нечто объемное. Но и в марте прочитала только небольшие произведения русских классиков. Зато два. Повести А. Куприна и Л. Толстого.

Александр Куприн. Молох



Молох - жёсткая, неумолимая сила, требующая множества человеческих жертв. И ощущение этой силы, неподвластной человеку, наполняет всю повесть Куприна.
Созданная руками человека, она и разрушает этого человека, сминает его как хрупкий цветок, перемалывает его в своих жернах.

О чем эта повесть? О неумолимости прихода индустриальной революции? Этакий "производственный" роман. Несомненно. Ведь главный герой повести инженер Бобров работает на сталелитейном производстве, и этому производству уделено в повести много места.
Но гений Куприна представляет нам это производство как некий живой организм. Вроде бы и созданный руками человека, но живущий по своим собственным законам.

О любви? Конечно, о любви. О любви Боброва к девушке Нине. О созданном им в собственном воображении "идеального образа", который разваливается на мелкие кусочки от одного дуновения больших денег.

О "новом человеке", о рождении которого любили писать в конце 19 века (а именно тогда была написана повесть)? Бобров со своей инфантильностью, нерешительностью, мнительностью никак не тянет на это звание. Ему предпочтительнее погрузиться в грезы, созданные морфием, чем сделать решительный шаг. И хотя в конце, он пытается что-то предпринять, но ничего у него не получается.

Тяжелая повесть, подходящее как раз под её название, гнетущая, наваливающаяся как тот прокатный стан, мастерски описанный автором. И какая-то безысходность остается после прочтения. Какая томительная тоска возникает о том былом, когда еще и дышалось легче без загрязнения атмосферы, и небо было голубее, и чувства между людьми выражались красивыми и трепетными словами.

Лев Толстой. Крейцерова соната



Трудно говорить о этой повести. Возникает некое противоречие в мыслях по поводу того, как её оценивать. Саму повесть как произведение? Или на первый взгляд вывести чувства, что она вызвала?

Как творение Л.Н.Толстого (в отрыве от эмоций), конечно, прекрасно. Толстому удалось (впрочем, как и в большинстве случаев) создать невероятно "живое" произведение, которое позволяет читателю полностью погрузиться в его атмосферу.

Потому что все узнаваемо. Поезд, неспешные разговоры пассажиров, - куда без этого? Синдром "случайного попутчика" работал и на заре возникновения железнодорожного транспорта. В вагонах, под размеренный стук колес, хорошо говорится, хорошо слушается.

И повесть Толстого начинается в поезде. Впрочем, она и не покидает его рамок. А то, что читатель узнает в последствии - это всего лишь рассказ одного пассажира другому. Тут странная ситуация - два незнакомых человека ведут беседу. И беседа эта то ли реальна, то ли нет. Ведь случайному попутчику можно насочинять что угодно. И, знаете, даже хочется, чтобы история Василия Позднышева была выдумана. Потому что такое на самом деле даже представить страшно.

Василий Позднышев - убийца. Он убил свою жену, оставив сиротами пятерых детей. Совершил страшное преступление, которому нет прощения. Но, рассказывая случайному пассажиру историю жизни, он словно ищет оправдание за случившееся. Хотя и говорит, что полностью осознал свой грех.

Но нет, не думаю. И в этом виноваты рассуждения Позднышева, предшествующие рассказу о семейной жизни. Рассуждения о греховности мужчин, о бесправности женщин, о детях. Это скорее не рассуждения здравомыслящего человека, а личности с поврежденными моральными принципами.

Это подтверждает и дальнейшее повествование. Позднышев - психически неустойчивый человек, у которого черные глубины рассудка рождают только лишь чудовищ.

Неприятно было читать повесть. Одно успокоение - как написана!

3. Книга лауреата премии

В марте выбор пал на Айрис Мердок, автора,книги которой люблю. Книги которой никогда не оставляют меня равнодушной.
Лауреат Букеровской премии в 1978 году, Лауреат Уитбредовской премии в 1974 году.В 2008 году The Times поставила Мёрдок на 12 место в списке «50 величайших британских писателей с 1945 года». Так что званий у писательницы хватает.

Айрис Мердок. Механика небесной и земной любви



Книга прочитана в рамках вышеупомянутого книжного марафона. Отзыв на книгу тут.

4. Биография

И опять в этом месяце биография не одного конкретного человека, а биографии нескольких писателей мировой литературы. Причем, биографий не совсем обычных, а тайных.

Роберт Шнакенберг. Тайная жизнь великих писателей



О книге я тоже сделала отдельный пост, который можно посмотреть тут.

5. Детективы

Хотя всю эту историю с желанием разнообразить темы чтения я выбрала из-за переизбытка детективов в списке прочтения, отказаться так и не могу от моего любимого жанра.
В марте опять же оказалось несколько книг-детективов.

Андерс де ла Мотт. Конец лета



Двадцать лет назад пропадает пятилетний мальчик. Бесследно... Через двадцать лет взрослая сестра пропавшего мальчика начинает свое собственное расследование. Чтобы узнать правду о том, что же случилось на самом деле в то далекое лето.

Завязка романа, надо сказать, не слишком оригинальная. Одна из любимых у авторов детективов. И дальнейшие развитие романа развивается вполне по стандартной схеме. Действие романа происходит в двух временных плоскостях - в 1983 году, когда пропал малыш, и в настоящее время, когда сестра мальчика ведет свое расследование.

Прошлое и настоящее неразрывно связаны. Травмированные судьбы членов семьи, которые до сих пор не могут смириться с пропажей младшего сына и брата. Изломанная карьера детектива, не сумевшего довести до конца то далекое дело. Отголоски того страшного события продолжают сотрясать маленький городок, ставший свидетелем преступления.

В романе два героя. В прошлом - инспектор полиции, ведущий дело исчезновения. В настоящем - уже взрослая сестра пропавшего мальчика, пытающая разобраться в прошлом. Вот только возникает вопрос - а надо ли? Принесет ли ей и её семье успокоение правда?

Андерс де ла Мотт написал хороший, добротный детектив. Без супергероев, без отвратительных злодеев. Действующие лица романа - нормальные люди, которые живут по соседству. Хотя и скрывают некоторые тайны. Но ведь у всех есть тайна. И часто она хранится буквально под носом.

Только вот надо ли вытаскивать её наружу?

Мишель Бюсси. Чёрные кувшинки



Прочитана в рамках книжного марафона и отзыв на книгу тут.

Жан-Кристоф Гранже. Последняя охота



Пьер Ньеман, харизматичный детектив из самого, наверное, известного романа Гранже "Багровые реки", жив!
Через двадцать два года после "книжной" смерти Ньемана автор решил его "оживить". Не знаю, чем вызвано желание Гранже вернуться к старому герою. Возможно, свою роль сыграла ностальгия о невероятном успехе "Багровых рек". Возможно, на это были другие причины. Не знаю.

Но Пьер Ньеман вернулся! Все такой же нелюдимый, всё такой же замкнутый, всё такой же умный. Но, по сути, никому не нужный. Его-то и в былые годы начальство не очень любила, а после тяжелой травмы, которую он получил в первом своем романе, вообще не знало, что с ним делать.

Думало начальство думало и придумало создать новый консультативный отдел по раскрытию особо тяжелых преступлений с одним человеком в штате. Этим же самым Ньеманом.

Правда, на первое дело, которое поручили сыщику, к нему прикомандировали Ивану Богданович, лейтенанта полиции, даму с характером ненамного лучше, чем у её шефа.

Им предстоит раскрыть убийство богатейшего молодого немецкого аристократа из рода Гейерсбергов, владельца огромных земель и огромного состояния. Аристократа, любителя охоты, постигла страшная смерть. Его зверски убили в лесу и выпотрошили так, как он, будучи охотником, потрошил убитых зверей.

Гранже как всегда верен своим традициям. Место и способ убийства описан им в мельчайших кровавых подробностях, от чтения которых подкатывает тошнота. Но тут уже ничего не поделаешь. Кто берется за чтение книг Гранже, должен знать, что его ожидает в них.

Книги Гранже мне нравятся за то, что автор серьезно подходит к изучению фона, на котором развивается действие. Я всегда выношу из них дополнительные новые знания. В этом романе познакомилась с, конечно, не самой интересной и не самой приятной для себя темой - темой охоты. Но новые знания никогда не бывают лишними. Хотя... Без знания того, какие виды охоты существуют и чем они отличаются, вполне могла бы обойтись.

Роман "Последняя охота" я бы все-таки не назвала лучшим, что вышло из-под пера автора, которого, как сейчас говорят, я "автоматически" читаю, не пропускаю ни одной новой книги. Выбор главного героя, возвращение к Пьеру Ньеману, не совсем понятен. На его месте мог быть любой полицейский, и от этого ничего не изменилось бы.

Детективная линия крепкая. Хотя подсказки в романе имеются, но финальный поворот для меня был неожиданным. Жестокость убийства подчеркнута и возвращением в период фашистской Германии, некоторые события которой непосредственно связаны с происходящими в романе событиями

Но имеется в романе и разочарование. Не тот уже славный Пьер Ньеман, не тот... Больше слабостей, больше комплексов, больше ошибок. Стал он более человечным, и не выступает здесь бездушным непогрешимым героем.

Себастьен Жапризо. Купе смертников



"Купе смертников" романом не назовешь. Скорее это повесть. Но в творчестве моего любимого Себастьяна Жапризо занимает одно из самых важных мест. Повесть была написана в 1962 году, и именно с неё начался путь писателя как автора детективных романов.

В купе поезда Марсель - Париж убита молодая женщина. Никаких улик, никаких причин. Полицейские в недоумении. Но самое интересное начинается потом - убивают и остальных пассажиров, имевших несчастье путешествовать вместе с убитой. Начинается следствие, которое приводит к очень неожиданному результату.

Сразу хочется отметить необычный способ построения повести. В ней главы названы номерами мест, которые занимали пассажиры. И каждая глава посвящена отдельному пассажиру. В небольшом объеме произведения Жапризо удалось нарисовать яркие образы действующих лиц.

Тут и стареющая актриса, и шофер - дальнобойщик, и служащий конторы, и молодая девчушка, едущая покорять Париж. Читать истории их жизни не менее интересно, чем следить за ходом расследования убийства.

Да и портреты полицейских, ведущих расследования, колоритны. Конечно, можно сказать, что Жапризо использовал в их описании стандартные штампы. Полицейский - рабочая лошадка, шеф - "главное правильно доложить начальству", богатенький недоросль, которого в полицию идти заставил отец... Но этим и получается вполне объемная картина.

Повесть мне понравилась. И то, как написана, и детективным сюжетом, разгадка которого было неожиданной. Конечно, при желании можно найти в ней ляпы и несоответствия. Но разве это так уж важно?

И это еще не всё.
Продолжение следует...

Читательский дневник, Книги, #5МГНОВЕНИЙВЕСНЫ

Previous post Next post
Up